Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Полнолуние и соблюдение оруджа

News image

Полнолуние и соблюдение оруджа В последнее время внимание учёных привлекает сл...

Школа ислама

Аравийский полуостров накануне появления

News image

Аравийский полуостров - основная часть земли, населенная арабами, лежит в юго-западной части Аз...

Погребальный намаз

News image

Выполнение погребальной молитвы (намаз-джаназа) за упокой умершего мусульманина является коллективной обязанностью, то ес...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




Истоки национального движения: Общественно-политические аспекты
Время Ислама - Время Ислама

истоки национального движения: общественно-политические аспектыИстоки национального движения: Общественно-политические аспекты В начале ХХ века один из русских христианских миссионеров писал: “Ислам – религия, которой нет равных в мире по присущей ей способности объединять весь мусульманский мир, по силе веры и любви к своим ближним. Спорить с ним в области морали невозможно”.

Именно благодаря этим качествам Ислам в самые разные периоды истории стал знаменем нашего развития.

Как движение хуруфитов, предусматривающее самостоятельное развитие общества, так и движение кызылбашей, обеспечивших политическое восхождение Азербайджана, все течения вытекали из Ислама, им вдохновлялись.

В то же время, Ислам стал постоянным вдохновителем наших национально-освободительных движений.

Борьба против Российской империи в начале века началась именно под знаменем Ислама.

Движение просветителей, да и все другие национальные движения, которые стали возникать, начиная с середины ХIХ века, течения в той или иной форме, охватившие весь мусульманский мир, несли идею возрождения Исламского мира.

Создание в 1918-1920 годах Азербайджанской Демократической Республики по сути явилось неизбежным результатом национально-освободительного движения, которое сформировалось под влиянием именно этих идей.

Движение просветителей, которое в начале своего возникновения несло идеи культурного возрождения мусульманского мира, вскоре политизировалось, что логически перешло в национально-освободительное движение, несущее антиколониальные идеи.

В 1908 году известный европейский востоковед Вамбери в журнале “Космополит” писал: “В Исламе проявляется стремление приблизиться к современной культуре”.

В то время в империях не понимали, что это стремление является основой движения независимости.

В масштабе России газеты “Экинчи” и “Терджуман” в первое время носили идеи просветительства и печатали критические статьи.

Но вскоре студенты и педагоги, сотрудничающие в этих газетах, стали основой сил, стимулирующих национально-освободительное движение и назывались “джадиллилер”.

Именно Баку, по ряду причин, стал базой формирования идеологии борьбы за независимость единого национально-мусульманского движения в общероссийском масштабе.

Идеологической базой первого массового проявления национального движения мусульман в общероссийских масштабах стало движение джадиллилер, возникшее в газете Зардаби “Экинчи”.

Первые школы такого типа были сформированы азербайджанской интеллигенцией С.А.Ширвани, М.Т.Сидги, Р.Эфендиевым, М.М.Наввабом.

М.С.Ганибеков и Х.Махмудбеков, которые в дальнейшем стали руководителями Исламской партии “Иттихад”, распространяли опыт создания мусульманских центров по всей России.

В то же время, основоположники теории Исламского ренессанса А.Гусейнзаде и А.Агаев были известны не только в общероссийских масштабах, но и во всём мусульманском мире.

Выходящие под их руководством органы печати “Хаят”, “Иршад” и “Фуюзат”, которые играли роль политической, идеологической базы, стали центрами мусульманской печати.

Период, их издания стал особым этапом национально-освободительного движения.

Основной темой обсуждения в этих газетах и журналах становится проблема Ислама и Исламского мира, они формируют конкретные требования национального движения.

М.А.Расулзаде отмечал, что требования, которые ставятся ими, состоят в применении новых способов управления, использовании тюркского языка в школах и государственных учреждениях, в проведении выборов шейх-уль-ислама, в “организации для мусульман так же, как и для других народов, органов просвещения и издательств, благотворительных обществ и обществ призрения, в равенстве гражданских прав мусульман с другими народами и так далее”.

Но для того, чтобы решить поставленные проблемы, требовался единый центр.

Этот центр должен был превратиться в руководящий орган национально–освободительного движения, определить его тактику.

Действительно, не прошло много времени, как возник такой политический центр.

В августе 1905 года представители большинства мусульманских областей России провели первый съезд мусульман в Нижнем Новгороде на корабле “Густав Струве”.

Съезд утвердил создание организации “Итифаги-муслимин” (“Союз мусульман”).

Это собрание, завершившееся принятием решения, состоящего из пяти положений, стало основой политической структуры, объединяющей мусульман России.

Проблемы, ранее освещаемые только органами печати, стали программой действия “Союза”.

После “Союза мусульман” под руководством А.Топчибашева, второй влиятельной общественно-политической организацией стала “Дифаи”.

Хотя “Дифаи”, созданная под непосредственным руководством А.Агаева, в первую очередь, была направлена против армянских реакционеров, её идеологическую базу составляла идея объединения мусульман.

“Иттифаг” и “Дифаи”, оказавшие большое влияние на национально-освободительное движения нашего народа, не смогли просуществовать долго.

Царизм, рассматривавший Ислам как “мощную силу, не опускающую ни на одну минуту оружие”, подвергла преследованию мусульманских интеллигентов, А.Агаев, А.Гусейнзаде, М.Э.Расулзаде, Г.Гарабеков и многие другие были вынуждены покинуть родной Азербайджан, но их деятельность в общемусульманском движении продолжалась.

Они превратились в активных членов движения младотурков в Турции и Саттархан в Иране.

После распада “Дифаи” политическая пустота в Азербайджане должна была заполниться, и такой партией стала “Мусават”, созданная в 1911 году.

Как писал М.Б.Маммедзаде, “Мусават», созданный для предотвращения регресса мусульманского сообщества, по продолжительности своей жизни и деятельности по сравнению с “Дифаи” оказался более счастливым.

Он возник под влиянием господствовавшего в умах в тот период Исламского национализма”.

Причиной возникновения на политической арене партии “Мусават”, ставшей новым пропагандистом Исламских идей, стала война на Балканах.

“Мусават”, который воспринимал войну против Турции как агрессию против Исламского мира, поднял знамя “Иттихада”.

В декларации, выражающей появление организации, говорилось: “В своё время народ прекрасного Ислама одной рукой стоял в Пекине, а другой – строил дворцы в Аль-Гамбре, являющейся конечной точкой Европы.

Ислам, властвовавший в большей части Азии и Африки, в настоящее время распался на мелкие части, и Исламские государства превратились в игрушку в руках иноземцев, а наши народы стонут под их игом...

Поэтому партия “Мусават”, руководствуясь велением Корана всеми средствами подавлять противника, создана как организация, открыто защищающая человеческие и национальные права мусульман.

Программа членов этой партии, независимо от национальностей и различий в месхебах, ставит своей целью объединить моральные и материальные силы всех мусульман”.

Поэтому первый документ партии Мусават, имеющий характер программы, ярко проявил идеи исламизма.

В положениях этого документа говорилось: 1.

Объединение всех мусульман независимо от национальности и различий месхеба.

2.

Усилия по приобретению самостоятельности всех мусульманских стран, потерявших независимость...

3.

Оказание нравственной поддержки, для защиты и восстановления независимости всем мусульманских странам.

4.

Помогать мусульманским странам и народам в наращивании их сил.

5.

Бороться против стран, которые будут препятствовать распространению этих идей.

6.

Создать связи со всеми партиями, который служат объединенению мусульман и их прогресса.

7.

Прилагать усилия по наращиванию борьбы за выживание мусульман, а также их торгового, промышленного потенциала и общеэкономического уровня жизни.

“Мусават” и её члены, которые имели исключительные заслуги в создании Азербайджанской Демократической Республики в 1918-20 годах, видят Ислам как неотделимую часть Азербайджана.

В связи с этим газета “Мусават” в 1917 году писала, что “мы не можем принять отделение религии от нации.

Религия является основой богатства нации, и связь между религией и нацией естественна...

Свобода религии, и национальное равенство являются составными частями свободы.

Единственным желанием партии “Мусават” является объединение и счастье тюркской нации и всех мусульман.

“Мусават” организован с этой целью, для неё живёт и будет жить”.

Идеи исламизма и национализма тесно переплелись в национальном движении Азербайджана.

Американский учёный Т.Святоховский отмечал, что “на территории России эти две идеологии не отрицали друг друга, так как большинство тюркских народов является мусульманами.

Гаспринский всегда повторял, что Ислам является одним из основным факторов объединения тюркских народов, и что многие руководители тюркизма одновременно считали себя исламистами”.

“По мысли одного из основных идеологов тюркизма А.Гусейнзаде, тюрки в своей массе не продемонстрировали стремления и творчества к другим религиям, но проявили готовность и стремление к мусульманству...

Приняв мусульманство, только благодаря этой религии они смогли защитить свой народ и себя и смогли сохранить тюркизм”.

С другой стороны, “став опорой и защитой Ислама, тюрки способствовали его расцвету”.

В свою очередь, А.Агаев отмечал, что “мы, тюрки, с того дня, как распространились по Азии и Западу, осознаём себя мусульманами...

Исламизм для всех тюрков является во всех смыслах родным и исконным”.

А.Агаев, признанный как основоположник идеологии национального движения, писал: “течение Исламизма в тюркском мире является главным среди наблюдаемых движений.

Хотя на её почве появляются другие движения, они родственны или тоже тюркские.

Эти два движения, то объединяются, то разъединяются, но не противоречат друг другу и действуют в одинаковой области.

Они оба – благо, в одинаковой степени значительны и благоприятны, одинаково священны и благословенны.

В результате они оба направлены в одну точку...

Волей-неволей, тюрки, вовлечённые в общее течение, по своему желанию или нет, во имя общества, вынуждены принять исламизм.

Исламизм станет опорой общества...

Это объективная необходимость”.

Таким образом, национальное движение, в результате которого образовалось суверенная Азербайджанская Демократическая Республика в 1918-20, возникло под флагом Ислама и стало составной частью государственности, что нашло отражение в трёхцветном флаге республики.

Это – непреложная истина.

Так же, как мы приняли форму флага для развития народа, нации, страны, мы должны понять сущность идей и претворить их в жизнь.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить