Пока джамаат будет содержать изучающих исламские науки, баракат не сойдет со всего села, и покинет всех, как только те повернутся спиной к наукам. Таких селений в истории много. Медресе в селе Кудали Гунибского района славился высоким уровнем преподавания и блестящим образованием, которое пол
учили его выпускники, ставшие алимами. В этом медресе долгие годы обучались выходцы и из других сел. Мы помним имена нескольких десятков алимов, выходцев из Кудали, посвятивших жизнь распространению и развитию Ислама. Больше всех вспоминают имена Хасана из Кудали (старшего), Муртаза, календарем и таблицей которого пользуются и до сих пор, спустя более 100 лет, Хасана-младшего, помощника имама Шамиля и многих других. Мы расскажем о Хасане-старшем из Кудали. Этот человек стоял у истоков основания медресе в селении и, практически, все село получало его баракат. Мы знаем его как Хасана Кудалинского или Хасана из Кудали (за его именем в арабских книгах мы находим Кабир, что означает «старший»). Некоторые исследователи, не разобравшись в именах, датах и наследии, путают творчество двух и трех Хасанов из Кудали, чем, конечно, вводят читателей в заблуждение. Хасан-старший родился около 1718 года Отца его звали Мухаммад, сын Али. Как и везде, сначала арабской грамматике Хасан учился у отца, затем стал ходить в медресе при мечети. Видя его желание учиться и способности, отец отправил Хасана в село Обода, где находился известное во всем Дагестане медресе Шабана-кади. Более 10 лет проучился Хасан у Шабана-кади. Затем несколько лет провел в Персии, где усовершенствовал знания по некоторым дисциплинам. В Обода с ним учились Мусалав из Кудутля, Салман из Тлоха и другие ученые, впоследствии давшие сильнейший толчок развитию Ислама в Дагестане. По возвращении из Персии, Хасана из Кудали пригласило к себе муфтием общество Зирехгеран, известное не только в Дагестане, но и за его пределами. В общество входили села Кубачи, Амузги, Ашты, Шири и Сулевкент. Помимо своей работы, Хасану удавалось здесь обучать других наукам Ислама. Иметь учеников и получить возможность передать свои знания другому – большое счастье для алима. Позднее Хасана пригласили работать в Хунзах - столицу Аваристана. Нет точных подтверждений, какую именно должность занимал там Хасан. Но достоверно известно, что его ученики уже самостоятельно писали книги. Возможно, что Хасан открыл в Хунзахе медресе. Один из его учеников впоследствии стал кадием Аваристана и признанным алимом. Его звали Дибир-кади из Хунзаха. Тарикатский шейх Мухаммад Ярагский оставил запись о том, где и в каких селах он изучал науки. Там есть запись, что он изучил книгу «Маан» у Хасана из Кудали. Известность медресе Хасана принесло то, что его выпускники стали активными распространителями Ислама. Большое внимание он уделял красноречию и лаконичности проповедей. Много книг распространили его ученики, переписав их. Еще Мусалав из Кудутля ввел в практику учащихся перепись каждой изучаемой книги. Этот опыт перенял и внедрил и Хасан. Большое внимание Хасан уделил установлению времени намаза и начала лунного календаря. Для этого он составил особые рузнама, пользуясь лунным календарем. Он придумал приборы для наблюдений за началом месяца, времени намаза и так далее. Эти приборы и теперь сохранились. Например, те, что он подарил ученику Нурмухаммаду из Хунзаха. В те годы астрономия была наукой очень востребованной и требующей тщательного изучения. Необходимо было выработать единый календарь и установить время намазов для каждого муэдзина и имама. Это играло огромную роль в совершении намаза, проведении поста и других исламских датах. Это еще больше объединяло и сплачивало умму. Проповеди Хасана свидетельствуют о его старании на пути Ислама, о желании поставить все на правильный путь. Его назму написаны чистым и красивым аварским языком. Они точны и доступны, как назму других алимов того времени: Абубакара из Аймаки, Мусалава из Кудутля и других. Хасан больше всего призывал улучшать нравы , отношения между собой, своевременно и полноценно совершать предписания Ислама. Это говорит о том, что он понимал время, в котором живет, и терпеливо и доходчиво доводил до простолюдина смысл основ веры. Баракатом этих людей, данных Всевышним, сохранился наш Дагестан Умер Хасан из Кудали в 1795 году по дороге в хадж в возрасте 77 лет. По разноречивым данным, он похоронен в Дамаске или в Медине. Да не лишится и наше время этого блага! Не возгордится им совершенный умом. День и ночь, меняясь, проходит время. Не будет дремать умеющий мыслить. Трава, что летом прорастает, зимой гниет под инеем, Мир ни для кого не постоянен. Полная луна постепенно исчезает,
|