На территории Узбекистана расположено более 160 мусульманских святынь, что позволяет говорить об особом значении Узбекистана для всего мусульманского мира. В средневековье территория Узбекистана была не только крупным политическим и культурным, но и значительным религиозным центром Среднего Востока. Во всем исламском мире поныне широко известны и глубоко почитаемы ученые-богословы Бухары - Мухаммад Имам ал-Бухари, Абу Хавси Кабир, Сайф-ад-Дин Бохарзи, основоположник тариката Накшбандия-Мухаммад Баха-ад-Дин Накшбанд и др. В Бухоро и-Шариф - священной Бухаре, в азиатском Риме-Самарканде, в Ташкенте и Хиве - среди сотен культовых сооружений наиболее многочисленными и интересными по архитектуре были мавзолеи, мечети, медресе и другие религиозные сооружения.
В эволюции архитектуры религиозных сооружений и святынь можно выделить три периода: VIII-XII вв.- период становления культового строительства, XV-XVII вв. - время его расцвета и, наконец, XVIII-XX вв. - период, отмеченный уменьшением масштабов строительства мечетей.
Советский период характеризовался почти полным отсутствием строительства исламских религиозных сооружений, многие религиозные святыни и постройки были превращены в руины. И лишь обретение независимости дало возможность вернуть верующим мечети, полуразрушенные святыни были восстановлены, приобрели былой вид и значимость.
|