Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Зачем мы боимся смерти?

News image

Отличительной чертой разумного человека является принятие мер ради страховки будущего. ...

Школа ислама

Мечеть Калян

News image

На подходе торговой улицы к главному перекрестку шахристана сложился центральный ансамбль Бухары, фо...

Неолимпийская столица. Мусульамне китайс

News image

На протяжении более трех тысяч лет этот город, в древности носивший название Ча...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




Основные источники хадисов в Исламе - 1
Ислам для всех - Хадисы

основные источники хадисов в исламе - 1Хадисоведение переживало пик своего развития во II и III веке хиджры. До этого времени хадисы существовали лишь в устной форме или же были беспорядочно записаны. Запрет, возложенный эмевитскими халифами на записывание и переписывание хадисов, задержал прогресс этой науки минимум на сто лет. Первые зна

токи хадисов не ограничивались одной деятельностью.

Они получили разностороннее образование и в совершенстве знали хадисы, биографии передатчиков хадисов, толкование Корана, арабскую грамматику и т.д.

Кроме того, эти люди были известны своей набожностью, аскетизмом и богобоязненностью.

В основном они передавали будущим поколениям свои знания о сподвижниках и табиунах (мусульмане, которые видели сподвижников) в устной форме, т.е.

они исполняли роль «моста повествования».

Среди них самыми известными были Сулейман ибн Мехран Амаш (ум.

в 765 г.- все даты будут указываться по христианскому летоисчислению), Абдуррахман ибн Амр Авзаи (ум.

в 774 г.) и Суфьян Севри (ум.

в 778-779 г.).

Особенно следует отметить имя знатока хадисов - Ибн Джурейджина.

Абдульмалик ибн Абдульазиз ибн Джурейдж Курейши был очень известен в своё время.

Он был знаком с Имамом Багиром (а) и Имамом Садиком (а).

Ахмед ибн Ханбель прозвал его «сундуком наук».

Некоторые считают, что ибн Джурейдж является первым автором, который написал книгу на религиозную тему.

Его книга «аль-Джами» охватывает ряд хадисов и толкование некоторых стихов Корана.

Ибн Джурейдж умер в 766 или в 768 году.

После прихода к власти аббаситов, началась системная работа по сбору хадисов и по составлению сборников хадисов.

Первые сборники хадисов отличались малыми размерами, хаотичностью и неупорядоченностью.

Однако с течением времени были изучены приобретённые опыты и были достигнуты большие успехи в данной области.

Не случайно, что книги хадисов, считающиеся достоверными и основными источниками, как в суннитском, так и в шиитском мире, были составлены в 750-980 годах (первый этап аббаситского халифата).

Далее будет дана краткая информация о великих знатоках хадисов и книгах, написанных ими.

Кроме того, в этой статье будет дана информация не только о жизни составителей хадисов, но и о тех авторах, которые написали книги о биографии повествователей хадисов (такие книги называются «риджал»).

• Малик ибн Анас (ум.

в 795-796 г.) Абу Абдулла Малик ибн Анас ибн Малик ибн Абу Амир Асбахи был родом из Йемена.

Его дедушка переселился в Медину из-за гнёта йеменского правителя и стал родственником племени Бани-Тейм.

Это племя относилось к Курейшу.

По преданию, Малик совершал малое омовение, причёсывался, душился приятными ароматами, с гордостью и величавостью садился на кафедру (минбар), и только после этого рассказывал хадисы.

Он не любил поспешно и по дороге рассказывать хадисы.

Малик обучал хадисам и шариату в мечети и в своём доме.

По его словам, он начал свою преподавательскую деятельность только после того, как получил разрешение у 70 семидесяти крупнейших учёных.

Во время шариатских занятий Малик в точной и в письменной форме отвечал на вопросы.

Он оставлял без ответа лишь те вопросы, которые касались нереальных (метафорических) событий, и только давал шариатское решение насчёт действительных явлений.

Если он не знал ответ на вопрос, то категорично отвечал, что не знает.

Из-за уважения к могиле пророка Мухаммеда он не садился на лошадь в Медине, и всегда ходил пешком.

Малик ибн Анас считается основателем религиозного толка - малики.

В настоящее время это течение достаточно распространено в мусульманском мире и имеет много последователей.

Особенно известны две книги Имама Малика.

Первая книга «аль-Мудавванатуль-кубра» была составлена под контролем Имама Малика со стороны его учеников.

Данное произведение охватывает 36 тыс.

шариатских вопросов.

А второй книгой является известный сборник хадисов - «Муватта».

Несмотря на то, что «Муватта» была написана раньше 6 достоверных сборников хадисов, она до сих пор пользуется большим успехом.

Эта книга состоит примерно из 1720 хадисов.

Кроме того, в этой книге имеются фетвы сподвижников и табиунов.

В «Муватте» в основном собраны хадисы, затрагивающие шариатские вопросы.

По преданию, аббаситский халиф Мансур Даваниги поощрил Малика ибн Анаса написать эту книгу.

Как известно, сам Мансур был грамотным человеком и покровительствовал учёным.

Во время сезона хаджа халиф встретился с Маликом, обсудил с ним некоторые научные вопросы, а потом сказал: «О, Абу Абдуллах! На свете не осталось людей, которые лучше нас двоих знали бы шариат.

Я занят халифатскими делами.

Хоть ты, займись собиранием знаний касающихся шариата и прочих наук.

Напиши книгу для людей.

Воздержись в этой книге от строгих фетв Абдуллаха ибн Омара, от уступок Абдуллаха ибн Аббаса и от редких повествований Абдуллаха ибн Масуда.

Придерживайся умеренного пути, и опирайся на те вопросы, с которыми имамы и сподвижники единодушны».

Имам Малик составил книгу согласно этим указаниям.

В последующем он сам признавался: «Клянусь Аллахом, Мансур меня научил писать книги».

• Абдуллах ибн Мубарек (ум.

в 797-798 г.) Абдуллах ибн Мубарек родился в городе Марв, который являлся центром Хорасанской области.

Большую часть жизни он провёл в этом городе.

Несмотря на то, что он считался большим знатоком хадисов, он никогда не произносил наизусть хадисы, а всегда обращался к книгам, т.к.

боялся ошибиться, и был слишком осторожным в этом вопросе.

Он обучился шариату у Суфьяна ас-Севри и Имама Малика.

Абдуллах ибн Мубарек был известен своей набожностью.

Он считался одним из крупнейших суфиев своего времени.

Его перу принадлежат такие книги, как «Китабут-тафсир», «Китабут-тарих», «Китабус-сунан» и «Китабуз-зухд».

• Суфьян ибн Уйейна (ум.

в 813-814 г.) Он был освобождённым рабом племени Бани-Хилал, к которому принадлежала одна из жён пророка Мухаммеда (с)- Маймуне.

Он родился в Куфе, но жил и скончался в Мекке.

Он считался специалистом в области хадисов и толкования Корана.

Суфьян ибн Уйейна передал 7000 хадисов от более 80 табиунов и прочих передатчиков хадисов.

Имам Шафий и кадий Яхья ибн Аксам передали от него хадисы.

Говорят, что за всю свою жизнь Суфьян 70 раз совершил паломничество в Мекку в связи с тем, что писал исторические книги.

Он является автором сборника хадисов «аль-Джами» и книги толкований Корана.

Четверо из девяти его братьев - Адам, Ибрагим, Имран и Мухаммед были знатоками хадисов.

• Таялиси (ум.

в 819 г.) Абу Давуд Сулейман ибн Давуд Таялиси был родом из Фарса, области Ирана, но он жил и творил в Басре.

Его отец был освобождённым рабом племени Курейш.

Самым известным его произведением в области хадисов, является книга «Муснад», где собрано 2700 хадисов.

(Муснад - это особый вид сборника хадисов.

Здесь хадисы располагаются не по теме, а по именам передатчиков хадисов согласно цепочки повествователей с самого начала).

• Хумейди (ум.

в 834 г.) Сборник хадисов Абу Бакра Абдуллаха ибн Зубейра ибн Исы Хумейди «Муснадуль-Хумейди» занимает очень важное место среди источников хадисов.

Книга состоит примерно из 1300 хадисов, сгруппированных по именам повествователей.

• Ибн Сад (ум.

в 844-845 г.) Абу Абдуллах Мухаммед ибн Сад ибн Муни Захри Басри известен, как «Катибуль-Вагиди» (секретарь Вагиди), т.к.

он длительное время дружил с известным историком Вагиди и написал под его диктовку свои книги.

Ибн Сад считался крупнейшим знатоком хадисов, шариата, риджала (жизнеописание повествователей хадисов) и истории.

Самым известной его книгой является «Табагатус-сахаба ват-табиин», которая известна как «Табагатуль-кубра».

В книге подробно описана жизнь трёх тысяч сподвижников и табиунов.

• Исхаг ибн Рахивейх (ум.

в 852-853 г.) Исхаг ибн Ибрахим Марвази, который известен, как «ибн Рахивейх», был учителем таких учёных, как Бухари, Муслим и Тирмизи.

Его учителями были Ахмед ибн Ханбель, а также Суфьян ибн Уйейна и Имам Шафий.

По его собственным словам, он знал наизусть 70 тыс.

хадисов, и кроме этого изучал и исследовал 100 тыс.

хадисов.

Его трёхтомная книга «Муснад», считается одним из первых сборников хадисов.

• Ахмед ибн Ханбель (ум.

в 855-856 г.) Абу Абдуллах Ахмед ибн Мухаммед ибн Ханбель Шейбани родился в Багдаде примерно в 780-781 году.

Его родители были из племени Бани-Шейбан, и жили в Мерве.

Предполагается, что Ахмед родился в Марве, но потом, в младенческом возрасте вместе со своей семьёй прибыл в Багдад.

По иным сведениям, его родители переселились в Багдад перед его рождением.

Ахмед очень рано потерял своего отца.

Сначала он обучился шариату у кадия Абу Юсифа, который был учеником Абу Ханифы.

Затем посетил Мекку, Медину, Сирию, Куфу, Басру и Египет.

Здесь он встретился с крупнейшими знатоками хадисов.

Во время странствия по области Хиджаз он встретился с Имамом Шафием.

Эта встреча произвела сильнейшее впечатление на него.

Он систематизировал свои убеждения по шариату и создал ханбалитское течение.

Ахмед ибн Ханбель проявил исключительную способность в знании хадисов.

Его называли «Имамуль-мухаддисин» (имам знатоков хадисов).

Ибн Ханбель знал наизусть 300 тыс.

хадисов, а по некоторым преданиям 1000000 хадисов.

Он выбрал среди них 30 тыс.

хадисов и собрал известную книгу «Муснад» (общее число хадисов в «Муснаде» доходит до 40 тыс.; если вычесть повторяющиеся, то останется 30 тыс.).

Сам автор признаёт, что он выбрал их из известных ему 750 тыс.

хадисов.

• Дарими (ум.

в 869 г.) Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Фазл ибн Бахрам Дарими родился в Самарканде и скончался в Марве.

Муслим, Абу Давуд и Тирмизи передали от него хадисы.

Книга Дарими «аль-Джамиус-сахих» более известна как «Сунануд-Дарими».

В книге собраны хадисы относительно нравственности и деяний пророка Мухаммеда (с).

• Абу Яла (ум.

в 307 году хиджры) Имя этого известного знатока хадисов - Ахмед ибн Али Тамими.

Абу Яла жил и творил в Мосуле.

Особенно известна его книга «аль-Муснадуль-кебир».

Учёные говорят, что муснады всех иных авторов подобны озеру, а муснад Абу Ялы подобен океану; всё содержимое иных книг собрано в этой книге с избытком.

• Ибн Хузейма (ум.

в 923-924 г.) Мухаммед ибн Исхаг ибн Хузейма Нишапури был известен, как «Имамуль-аимма» (имам имамов).

Он придерживался шафиитского толка и считался шейхом иракских знатоков хадисов.

По преданию, Ибн Хузейма написал более 140 книг.

Самым известным его произведением является книга «Сахих», где собрано более 3000 хадисов.

Эти хадисы распределены в книге по разделам.

• Асфарайини (ум.

в 928 г.) Абу Аване Ягуб ибн Исхаг Асфарайини Нишапури придерживался шафиитского толка.

Он посетил Йемен, Хиджаз, Сирию, Ирак, Египет и др.

области с целью изучения хадисов.

В каждом пункте он встречался с повествователями хадисов.

Его книга «Муснад» (более известна как «Муснади-Аби Аване») считается надёжным источником в данной области.

• Тахави (ум.

в 933-934 г.) Абу Джафар Ахмед ибн Мухаммед Тахави Азди родился в Египте.

Раньше он исповедовал шафиитский толк, но затем перешёл в ханифизм и начал распространять данное религиозное течение в Египте.

Его называли «алламой» и «хафизуль-кебиром».

Особенно известны его книги «Мушкилуль-асар» и «Мааниюль-асар», которые посвящены тонкостям хадисов.

• Ибн Хаббан (ум.

в 965 г.) Абу Хатем Мухаммед ибн Ахмед Тамими, известный как Ибн Хаббан, принадлежал к шафиитскому толку.

Он родился в городе Буст, около Систана, и странствовал по разным странам в поисках науки.

Кроме того, он некоторое время был кадием Самарканда.

Ибн Хаббан является автором книги «ас-Сигат», в которой повествуется жизнь передатчиков хадисов, чьи предания считаются наиболее достоверными.

Ещё он написал книгу «аль-Муснадус-сахих», которая охватывает 7500 хадисов.

• Табарани (ум.

в 971 г.) Живший в конце исследуемого нами периода, Абуль-Гасым Сулейман ибн Ахмед Таберани родился в 874 году в сирийском городе Таберия.

Он посетил Ирак, Египет, Хиджаз и аль-Джазиру с целью изучения хадисов.

33 года он провёл в странствиях.

Примерно от 1000 повествователей он передал хадисы.

Табарани отказался от удобной постели, и в течение 30 лет спал на одной циновке, и занимался собиранием хадисов.

Его прозвали «муснадуд-дунья» (знающий цепочку повествований всего мира), т.к.

он знал наизусть более 100 тыс.

хадисов вместе с их цепочкой передатчиков от начала.

Он является автором трёх энциклопедических книг, где собраны имена передатчиков хадисов.

По объёму, эти книги называют «Муджамуль-кебиром» (большое собрание), «Муджамуль-авсат» (среднее собрание) и «Муджамуль-сагир» (Малое собрание).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить