Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Полнолуние и соблюдение оруджа

News image

Полнолуние и соблюдение оруджа В последнее время внимание учёных привлекает сл...

Школа ислама

«Кровавые» маковые поля Афганистана

News image

После террористических актов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, организаторами которых администрация СШ...

Медресе Улугбека в Бухаре

News image

Медресе Улугбека (1417+) Медресе Улугбека (1417+) – единственное строение такого масштаба, сохранившееся в Бу...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




Есть ли свобода выбора у человека?
Ислам - сегодня, завтра - Ислам

есть ли свобода выбора у человека?Есть ли свобода выбора у человека? Когда мы говорим о справедливости Всевышнего Аллаха, то мы должны непременно упомянуть такой важный вопрос, как свобода воли человека. В мусульманском мире происходило множество споров по этому поводу. В истории Ислама возникло два философских направления, которые придерж

ивались крайне противоречивых точек зрения в данном вопросе.

Этими философскими течениями являются «гадариты» и «джабариты».

По мнению гадаритов, Всевышний Аллах после создания мира, предоставил её на волю случая.

По их мнению Аллах не вмешивается ни в какие природные явления.

Человеку дана неограниченная свобода.

Поступки и деяния каждого полностью зависят от него.

А джабариты наоборот, выступали против такой точки зрения, и утверждали, что Аллах является причиной любого добра и зла.

Джабариты категорически отвергали свободу выбора человека.

По их мнению, любыми движениями человека руководит Аллах.

Если провести простое и объективное исследование, то станет ясно, что оба течения в корне ошибались.

Кадариты допустили крайность в вопросе человеческой воли.

Несомненно, что человек свободен в выборе добра или зла, а также в совершении тех или иных поступков.

Но наряду с этим, нельзя отрицать, что всё находится под контролем Всесильного Аллаха.

Аллах способен в любое время изменить течение любых событий.

Однако джабариты тоже ошибаются, т.к.

они превращают человека в бессознательную, безвольную машину.

По их словам выходит так, что если кто-то кого-то убьёт, то он не совершит греха, потому, что настоящим убийцей будет Аллах.

Также, если кто-то сделает добро для кого-то, то ему не причитается вознаграждение (саваб), т.к.

причиной добра был Аллах.

Мировоззрение как джабаритов, так и гадаритов противоречит Исламу, т.к.

Всевышний Аллах неоднократно отмечает в Священном Коране, что люди будут отвечать в Судный день за свои деяния.

Если Аллах заставляет людей совершать хорошие или плохие поступки, то на каком основании он вознаградит или же накажет людей в Судный день? Не является ли несправедливостью наказывать безгрешного или же вознаграждать незаслуженно кого-либо?! Кроме того, если Аллах в абсолютном смысле слова дал свободу человеку и если Создатель не в силе предотвратить злые человеческие поступки, то каким образом Он в Судный день сможет подчинить себе людей и удержать их перед судом?! Из истории известно, что некоторые жестокие преступники отрицали свободу воли, дабы вывести себя на чистую воду.

Одним из них был Язид, который приказал убить Хазрети Хусейна (а).

После ужасного убийства в Кербале Хазрети Хусейна (а) и его сторонников, выживших членов его семьи доставили во дворец Язида.

В это время Язид попытался прикрыть своё преступление словами: «Хусейна (а) убил Аллах».

Однако сын Имама Хусейна (а) Имам Зейнульабидин своей красноречивой речью раскрыл истинное лицо Язида и уничтожил все его попытки оправдаться.

Допущение крайностей в вопросе человеческой воли отрицательно сказывается на духовной личности человека.

Если человек верит, что Бог не может повлиять на мир, то он впадает в отчаяние и ощущает себя беспомощным и одиноким.

А когда он связывает с Аллахом всё происходящее в мире и с собой, то он становится безответственным, своевольным и равнодушным типом.

Исламские святые были не согласны с мнениями как кадаритов, так и джабаритов.

Они советовали придерживаться в этом вопросе умеренного пути.

Истинная вера заключается в этом: Человек обладает свободной волей и несёт ответственность за каждый свой поступок.

Совершить или не совершить какой-либо поступок зависит от самого человека.

Наперекор мнению некоторых людей, человек не является роботом в руках судьбы.

Но наряду с этим, Всевышний Аллах контролирует любой процесс.

Он способен в любое время вмешаться в любое событие.

Имам Садик (а) сказал: «Ошибочно мнение как кадаритов, так и джабаритов.

Среди этих направлений существует умеренный путь; именно этот путь является истиной («Усули-кафи»).

Те, кто сомневается в справедливости Всевышнего Аллаха по отношению к людям, предъявляют следующие претензии: Первый вопрос: Если Аллах справедлив, то почему Он посылает целым народам или отельным лицам ужасные бедствия? Ответ: Обычно бедствия посылаются Всевышним Аллахом из-за грехов и ошибок самих людей.

Например, во времена пророка Нуха (а) люди отвернулись от Аллаха и начали поклоняться идолам.

Несмотря на то, что пророк Нух (а) много лет проповедовал и призывал людей на истинный путь, это не принесло успеха.

Именно по этой причине, Всевышний Аллах потопил всех язычников и идолопоклонников.

Это можно сравнить с таким примером: например, если человек неправильно питается или не соблюдает правила гигиены, то он рано или поздно заболеет из-за этого.

Человек, который заболел из-за того, что съел просроченный продукт, должен винить не Аллаха, а себя.

Он допустил оплошность в питании, и в результате понёс наказание за свою ошибку.

В Коране сказано: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (аш-Шура, 30).

«Воистину, Аллах ни в чем не проявляет несправедливости к людям, но люди сами поступают несправедливо по отношению к себе» (Юнус, 44).

Второй вопрос: Всевышний Аллах даёт отсрочку некоторым грешникам, дабы они осознали свою ошибку и покаялись.

Но некоторые грешники всё равно не каются и не отстают от своих дурных деяний.

Разве Аллах не знает, что они не исправятся? Ведь Аллах Всезнающ.

Ответ: Всевышний Аллах действительно всё знает.

А отсрочка, даётся грешникам ради них самих, а не ради Аллаха.

Аллах смог бы заранее наказать людей за их будущие грехи.

Но тогда, эти люди обвинили бы Аллаха в несправедливости и жестокости.

Они сказали бы: «Ведь мы пока что не совершили эти грехи! Если бы нам была дана отсрочка, мы бы не совершили эти деяния!».

Чтобы понять вышесказанное, обратимся к такому примеру: представьте, что весь мир является одной большой школой.

В этой школе Аллах является учителем, а люди-учениками.

Вообразите, что в конце учебного года все ученики должны сдать экзамен по физкультуре.

Естественно, что физическая подготовка у вех учеников в классе неодинакова.

Некоторые из них выполняют физические упражнения с лёгкостью, а некоторые из них не могут выполнить эти задания.

Учитель, который преподавал им целый год, лучше всех осведомлён о способности каждого ученика.

Он смог бы поставить некоторым ученикам двойку, а некоторым пятёрку, не проэкзаменовав их.

Однако тогда, ученики, которые получили двойку, в своё оправдание сказали бы: «Учитель совершил несправедливость в отношении меня, поставив мне двойку, т.к.

он не проверил мою физическую подготовку.

А вдруг я смог бы с успешностью сдать экзамен и получить хорошую оценку?».

Именно поэтому учитель экзаменует каждого ученика и ставит ему заслуженную оценку.

На экзамене выявляется истинная способность слабого ученика, и он бывает вынужден смириться с отрицательной оценкой.

Всевышний Аллах, предоставляя отсрочку грешникам, раскрывает их истинное лицо перед обществом.

На протяжении этого времени грешник отягощает своё будущее наказание и создаёт надлежащие условия, чтобы люди лучше узнали его.

В Священном Коране сказано по этому поводу: «Пусть неверующие не думают, что предоставленная Нами отсрочка является благом для них.

Мы предоставляем им отсрочку для того, чтобы они приумножили свои грехи.

Им уготованы унизительные мучения» (Али-Имран, 178).

Третий вопрос: Аллах посылает бедствия не только грешникам.

Иногда и верующие подвергаются несчастьям.

В чём причина этого? Ответ: Всевышний Аллах временами испытывает своих любимых рабов.

Обратите внимание, ученик в конце каждой четверти пишет контрольную работу и таким образом демонстрирует свою успеваемость по предметам.

Также, он во время экзамена даёт отчёт о годовой деятельности, и получает право перейти в следующий класс.

Верующий человек тоже в определенные периоды жизни подвергается сложным испытаниям, дабы подтвердить свою веру и получить право перейти в следующий этап жизни.

Кроме того, Всевышний Аллах, испытывая одного человека, даёт этим пример людям, будит их от глубокого сна.

Передают, что Всевышний Аллах испытывал Хазрети Эюба тяжкими страданиями.

Сначала он потерял всё своё богатство и всех своих детей, затем он сам начал тяжёло болеть.

Все отвернулись от него.

Несмотря на это, Эюб (а) терпел, не отворачивался от веры в Аллаха и мужественно переносил все тяготы, выпавшие на его долю.

И, наконец, Аллах вознаградил его за терпение и мужество.

Тело Эюба (а) полностью зажило от ран, Аллах подарил ему ещё больше детей и богатства, а также он удостоился чести упоминаться в Коране, как образец терпения и мужества.

В одном из хадисов говорится, что бедствия являются испытанием для верующего и назиданием для угнетателя.

В другом хадисе сказано: «В корне каждого бедствия спрятано добро».

Иногда это добро проявляется для самого человека, а иногда для других.

Хазрети Али привёл такой пример, чтобы доказать, что бедствия и трудные жизненные условия укрепляют человеческую волю: «Ветви деревьев, которые растут в безводной пустыни, бывают более крепкими» («Нахджуль-балага»).

В хадисах сказано, что Всевышний Аллах посылает некоторым своим любимым рабам болезни и прочие страдания, дабы избавить их от мучений Ада.

Все в своей жизни более или менее совершали грехи и ошибки.

Аллах смывает болезнями грехи некоторых людей, дабы облегчить их участь в Судный день.

Конечно, не все люди могут подобающим образом выдержать подобный экзамен.

Священный Коран укоряет подобных людей: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: «Господь мой почтил меня!» Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: «Господь мой унизил меня!» (аль-Фаджр, 15-16)

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить