Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Полнолуние и соблюдение оруджа

News image

Полнолуние и соблюдение оруджа В последнее время внимание учёных привлекает сл...

Школа ислама

Обыкновенное чудо

News image

Информация о десятимесячном мальчике из села Красно-Октябрьское Кизлярского района Дагестана, на теле ко...

Сестры-мусульманки!

News image

«Поистине, верующие – братья друг другу, вы улучшайте отношения между братьями и бо...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




Судьба сотен утраченных мечетей в «Израиле»
Время Ислама - Влияние Ислама на мир

судьба сотен утраченных мечетей в «израиле»

Сегодня мало кто вспоминает о мечетях, когда-то стоявших на территории современного «государства Израиль». Людей же, способных назвать их точное число, едва ли можно найти. Сами Хильми, сотрудник Института аль-Аксы, активист, следящий за судьбой исламского наследия в «Израиле», располагает списком из 73 мечетей, часть из которых сейчас используются в различных целях - превращены в синагоги, переоборудованы в жилые помещения, кафе, склады или коровники, а к части в настоящее время закрыт доступ.

Между тем, по словам Хильми, «этот список неполный». В нем не упомянуты мечети и мусаллы (мусульманские молельные дома), которые были уничтожены после 1948 года.

Сколько же всего таких мечетей? По утверждению Хильми, их около 1200. Но как бы там точно ни было, число разрушенных мечетей исчисляется сотнями, учитывая тот факт, что жители около 600 арабских деревень были изгнаны из своих родных мест.

Попытки же получить официальные данные по этому вопросу оказались безрезультатными. Министерство по делам религии «Израиля» недавно было расформировано, а его функции передали Администрации премьер-министра. Должностные лица последнего, в свою очередь, объясняют, что «места поклонения переданы в ведение Министерства внутренних дел». А в МВД говорят, что мечети и церкви (в отличие от синагог, которыми должно было заниматься Министерство по делам религии) находятся в ведении Министерства по туризму, но все-таки этот вопрос не мешает уточнить в Администрации премьер-министра . Однако та никаких комментариев больше не дает.

В то же время уже небольшая поездка показала, что список Хильми действительно является неполным. Убедиться в том, какая судьба постигла многие мечети в «Израиле», может любой.

Мечеть «Вади Хунайн», ныне – синагога «Геулат Израиль» в Нес Ционе

В первой половине XX в. Нес Цион было смешанным еврейско-арабским поселением. В нем насчитывалось около тысячи жителей. По информации официального сайта местного совета, арабы жили к востоку от центральной улицы поселка. Поселение процветало, и в 1934 году было принято решение построить в арабской части мечеть.

Сейчас же эта мечеть является синагогой, над которой шествует ультраортодоксальная партия «Шас». «Геулат Израиль», основана в 5708 (1948) году», - гласит надпись над входом в синагогу.

Само здание очень красиво. С одной стороны от него находится ухоженный сад, в центре которого установлен памятник жителям Нес Сиона, погибшим во время войны в 1948 г., а с другой – центральная автобусная остановка города.

По своему фасаду в восточном стиле это здание мало чем отличается от других, построенных в ту же эпоху, в том числе и в Тель-Авиве. Поэтому трудно заметить, что первоначально здесь была мечеть.

«Люди, не являющиеся местными старожилами, ничего не знают ни о жившем здесь арабском сообществе, ни о мечети», - сказано на сайте местного совета. Там же замечено, что у здания когда-то был минарет, который впоследствии снесли.

Но один из жителей Нес Циона все же вспомнил, как «15 мая 1948 года вокруг мечети собрались все жители, а в следующий вечер арабы покинули центр поселения. Мы просто обнаружили, что они исчезли без следа. Тогда все вновь пришли к мечети, а несколько человек забрались на минарет, обмотали его веревкой и с криками обвалили на землю». Как замечает этот старый человек, ему до сих пор стыдно за это.

Мечеть Язури, ныне – синагога «Шаарей Сион»

Каждому, кто ездит по старой дороге из Тель-Авива в Иерусалим, знакомо здание, стоящее возле нее при въезде в Азур. Эта небольшая постройка с многочисленными куполами сейчас спрятана от города за акустической стеной, отделяющей южную окраину Азура от шоссе.

О его истории официальный сайт местного совета Азура и ресурс www.palestineremembered.com (палестинский сайт, посвященный истории Накбы), пишут приблизительно одно и то же: когда-то оно было христианской церковью, после чего, в XII веке, ее переоборудовали в мечеть. Синагогой же оно стало в 1948 году.

Несмотря на то, что здание подверглось некоторой реставрации, при ближайшем рассмотрении легко обнаружить: судя по куполам, оно было построено в мамлюкском стиле. Синагога, которая сейчас находится здесь, носит название «Шаарей Сион». Объявление на ее входной двери приглашает иудеев принять участие в ночной молитве накануне Рош Хашана.

Более 4000 арабов – жителей Азура (или Язура по-арабски) – покинули это место в 1948 году. Сейчас мало кто знает историю этого места.

Мечеть Саламы, сейчас – заброшенное здание в Кфар Шалеме, на юге Тель-Авива

Центр Кфар Шалема, когда-то бывшего бедным пригородом Тель-Авива, а еще раньше - арабской деревней Салама, украшен парками и садами.

Местные жители помнят еще большое здание, окруженное стеной, которое сейчас выходит на новый парк. Когда-то это была поселковая мечеть, до середины 80-х годов служившая молодежным клубом.

«Мы часто приходили сюда после школы, учились и развлекались здесь», - рассказывает юноша, живущий в этом районе. Молитвенный зал был разделен на комнаты, а в огороженном дворе хватало места для игры в футбол. При этом, по его словам, всем было известно, что они находятся в мечети, и это воспринималось как что-то вполне естественное.

Молодежный клуб был закрыт в середине 80-х. На несколько лет бывшая мечеть была превращена в конюшню. Двери в стойло и сухое сено, кое-где разбросанное по полу, напоминают об этом коротком периоде в ее истории и сегодня. Сейчас же здание пустует.

Время от времени один бывший житель деревни Салама, позднее поселившийся в Лоде, приходит убираться в заброшенную мечеть. Али Ятим, родители которого родились в этом месте, рассказывает, что все попытки вернуть ее верующим оказались безуспешными. Сейчас, по его словам, местные власти хотят превратить всю эту территорию в огромный парк, сохранив мечеть как памятник архитектуры для привлечения туристов.

Мусулла в Сумайиле, сегодня – синагога «Сулам Яков» на севере Тель-Авива

Старожилы Тель-Авива хорошо знакомы со словом Сумайил – названием места, где когда-то стояли десятки домиков, из которых на сегодняшний день сохранились лишь немногие. Однако никто из них не знает слова Масудия – арабского названия этого места, упоминаемого на сайте www.palestineremembered.com.

Сумайил был построен в середине XIX века бедуинами, перебравшимися сюда с северного Синая. В 1930-х он был присоединен к Тель-Авиву, и до 1948 года евреи часто снимали здесь дома у их владельцев – палестинцев. Но до создания «Израиля» в этом месте было всего лишь несколько постоянных жителей-евреев.

В Сумайиле отсутствовала мечеть, действовал только молитвенный дом, без минарета и купола. И евреи, переехавшие в эту деревню после того, как ее покинули арабы (последним обещали, что, спустя недолгое время, они вновь смогут вернуться сюда, чего не произошло), превратили его в синагогу.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить