Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Зачем мы боимся смерти?

News image

Отличительной чертой разумного человека является принятие мер ради страховки будущего. ...

Школа ислама

Cначала запрещают минареты… потом хиджаб

News image

Европейская толерантность потерпела сокрушительное поражение от европейской демократии. Швейцария на референдуме приняла ре...

Справедливое правление имама Махди

News image

Если Махди – это тот, кого Всевышний приготавливает для правления мусульманами всего ми...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




«Искусство дворца и мечети» в лондонском музее Виктории и Альберта
Ислам для всех - Ислам для всех

«искусство дворца и мечети» в лондонском музее виктории и альбертаМузей Виктории и Альберта в Лондоне обладает одной из интереснейших в мире и новейших коллекций произведений мусульманского искусства. Экспозиция «Дворец и мечеть: исламское искусство» включает более 100 величайших произведений искусства, дающих представление о богатстве кул

ьтуры исламского мира.

Перед глазами зрителей предстает захватывающая панорама экзотической и до сих пор недооцененной цивилизации, между которой и западным миром существуют давние связи как в области искусства, так и политики.

Не случайно говорят, что культуры Востока и Запада взаимно обогащают друг друга.

Колыбелью исламского искусства стал арабский халифат, под властью которого к середине VIII столетия находилась территория от побережья Атлантического океана до Инда (сегодняшний Пакистан).

Своим возникновением исламское искусство непосредственно обязано религии, однако на него повлияли и все остальные социальные аспекты.

Поэтому термин «исламское искусство» надо понимать в широком смысле, как «искусство дворца и мечети».

Многие из экспонатов — это выдающиеся шедевры, которые дают целостное представление о возвышенной красоте исламского искусства, насквозь пронизанного духовностью.

Вот как характеризует эту экспозицию Марк Джонс, директор Музея Виктории и Альберта: «Это прекрасная возможность повысить уровень знаний людей о богатом культурном наследии ислама».

Экспозиция позволяет увидеть прогресс исламского искусства с VIII по XIX век: ключевую роль арабского письма и каллиграфии в его зарождении и становлении; развитие математики и других точных наук, служивших как для религиозных целей, так и для создания геометрически точных орнаментов; широту придворного искусства.

Она также демонстрирует взаимодействие исламского мира в области искусства с представителями других культур, влияние мусульманского искусства на Европу в Средние века и в начале Новой истории.

Экспозиция состоит из нескольких частей.

Первая, «Письменное слово», отражает широко распространенное влияние арабской каллиграфии, которая считается самой благородной формой исламского искусства, поскольку часто изображает аяты Корана — книги, содержащей божественное Откровение.

Система пропорций, определяющая форму букв и их относительное расположение, была разработана еще в VIII веке и стала основой искусства исламской каллиграфии.

Ничто не является столь характерной чертой мусульманского искусства, как использование надписей на арабском языке, украшающих как здания, так и многие предметы повседневного обихода.

Вторая часть, «Дворцы и страны: искусство и власть», содержит экспонаты, не касающиеся сугубо религиозной тематики.

Они были созданы для дворцов правителей и придворных покоев.

Следует отметить, что мусульманские правители оказали огромное влияние на формирование определенных стилей в искусстве.

Соперничающие династии создавали конкурирующие эстетические школы, что можно увидеть на примере контраста между искусством Османов и Сефевидов в XVI и XVII столетиях.

Такой контраст объясняется тем, что после захвата Египта и Сирии (в 1517 г.) под правлением османских султанов оказалась гигантская империя со столицей в Стамбуле, в то время как лежавшие к востоку от нее земли (в основном это территория современного Ирана) находились в руках шахов — Сефевидов.

Враждебные отношения между двумя великими державами привели к тому, что их искусство развивалось в различных направлениях.

На керамике и текстиле сефевидского государства, где господствовал шиизм, часто можно встретить фигуры людей и животных, полностью отсутствующие в произведениях искусства суннитской Османской империи.

О влиянии правителей исламского мира на искусство свидетельствует и тот факт, что в 60-70 г.г.

XV века султан Мехмет Завоеватель вложил большие средства в производство керамических изделий для своего двора, что привело к стремительному повышению их качества.

Так, в небольшом городе Изник на северо-западе Турции ремесленники традиционно создавали изделия керамики, бывшие, однако, лишь слабыми копиями китайского бело-голубого фарфора.

Но к концу XV века гончары Изника (благодаря упомянутым инвестициям) научились производить новый вид керамики из мелкой гальки и песка, по своим свойствам весьма близкий к фарфору.

Этот новый вид материала позволил изготавливать настолько грандиозные и изысканные изделия, что их по праву стали считать одними из наивысших достижений исламского искусства.

В третьей части экспозиции представлены работы, предназначенные для мест поклонения Богу, причем не только исламских, но и христианских.

Здесь, к примеру, можно увидеть не только минбар высотой 6 метров, сделанный для мечети XV века в Каире, но и работы, выполненные мусульманскими мастерами для оформления христианских церквей.

Примечательно, что зачастую стиль последних мало чем отличается от произведений искусства, созданных для оформления мечетей или дворцов правителей Востока.

Это, безусловно, говорит о близости проживавших в исламских странах «людей Писания» (христиан и иудеев) и мусульман.

В последней части экспозиции показано огромное влияние, которое оказало на исламское искусство взаимодействие между странами Ближнего Востока, Китая и Европы.

До XVI века Ближний Восток являлся центром оживленной международной торговли, что способствовало конкуренции художников и ремесленников этого региона с лучшими мастерами мира.

Творческому процессу мастеров ближневосточного региона особенно способствовало знакомство с китайской керамикой.

Ее появление на Ближнем Востоке в VIII веке привело к тому, что в исламском искусстве появились новые способы создания и обработки керамических изделий, например, нанесение глазури, содержащей металлические компоненты.

По материалам Art Daily, перевод По материалам Ислам.ру

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить