Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Полнолуние и соблюдение оруджа

News image

Полнолуние и соблюдение оруджа В последнее время внимание учёных привлекает сл...

Школа ислама

Мулла Ходжа Насреддин – главный персонаж

News image

Наср аль-Дин Ходжа, известный также как Ходжа Насреддин – главный персонаж огромного чи...

Культура Ислама: Арабские цифры

News image

Система счисления, используемая ныне в большейчастимира, была, вероятно, разработана в Индии; однако, по...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




Культура Ислама: Естественные и гуманитарные науки Аль-Андалус
Ислам для всех - Ислам для всех

культура ислама: естественные и гуманитарные науки аль-андалусВклад Исламской Испании в Европейскую и Западнуюцивилизации был огромен. К тому времени, когда мусульмане вошли в ЮжнуюИспанию, которую они называли Аль-Андалус, варвары уже опустошилибольшую часть Европы, и для классической цивилизации Древней Греции иРима наступило время упадк

а.

Исламская Испания во времена правленияАббасидов стала мостом, по которому Европе было передано - наряду сдостижениями самой Аль-Андалус - научное, технологическое и философскоенаследие.

На протяжении первого столетия Исламскогоправления в Испании главным источником расцвета культуры былацивилизация Аббасидов в Багдаде.

Однако позже, во времена правления Абдар-Рахмана 3 (912 - 916 гг.) Исламская Испания начала вносить ужесобственный вклад в развитие науки и искусства.

Абдар-Рахман 3 был страстно увлечен как религиозными, так и мирскиминауками.

Он был полон решимости доказать, что его двор в Кордове неуступает по своему величию двору Багдадских халифов.

Не жалея нивремени, ни денег, он импортировал книги из Багдада и активно призывалк себе на службу ученых.

В итоге очень скоро ученые, поэты, философы,историки и музыканты начали переселяться в Аль-Андалус.

Инфраструктурабиблиотек, госпиталей, исламских исследовательских институтов и центровначала расти, положив тем самым начало новым интеллектуальнымтрадициям, в т.ч.

в образовательной системе, позволившей Испаниидостигнуть выдающегося положения, которое она занимала на протяжениипоследующих четырех столетий.

Один из первых ученых,призванных в Аль-Андалус, был Аббас ибн Фирнас, прибывший в Кордовупреподавать музыку (тогда - одну из областей математической теории).

Онпознакомил двор Абд ар-Рахмана с последними достижениями в этой областив Багдаде.

Никто из ученых того времени не ограничивал себя рамкамикакой-то одной науки, однако Ибн Фирнас сосредоточил все усилия наисследовании механики полета.

Он сконструировал два крыла издеревянного каркаса и перьев и предпринял первую попытку полететь,предвосхитив таким образом Леонардо да Винчи приблизительно на шестьстолетий.

Позже, выжив после эксперимента, в котором он получил травмуспины, он сконструировал ставший известным планетарий - модельСолнечной системы.

Эта модель была не только механизирована - планетывращались, - она также воспроизводила такие небесные явления, как громи молния.

Подобно ученым в Аббасидскихисследовательских центрах, ученые Исламской Испании всегда проявлялиглубокий интерес к математике, астрономии и медицине - отчасти из-заочевидной полезности своих исследований для общества.

В 10-м векематематики Кордовы впервые сделали собственный серьезный вклад вдостижения этой науки.

Первым самобытным математиком и астрономомАль-Андалус был Маслама аль-Маджрити, умерший в 1008 году.

Емупредшествовали такие квалифицированные ученые, как, например, АбуУбайда из Валенсии - ведущий астроном 9-го века.

Тем не менее,Аль-Маджрити и сам был выдающимся ученым.

Он написал ряд книг поастрономии и математике, много работал над изучением и арабскимпереводом Альмагеста Птолемея, расширил и исправил астрономическиетаблицы знаменитого ученого Аль-Ховаразми.

Он также составилпреобразовательные таблицы, в которых даты персидского календаря былисоотнесены с датами Хиджры таким образом, что события прошлого Персиивпервые за все время могли быть точно датированы.

Аль-Заркали,известный на Западе как Арзакел, также был ведущим математиком иастрономом, достигшим наивысших результатов в Кордове в одиннадцатомстолетии.

Сочетая теоретические знания с техническими навыками, онпревзошел всех остальных ученых в создании точных астрономическихинструментов и построил водные часы, способные определять часы дня иночи, а также показывавшие дни лунных месяцев.

Он внес значительныйвклад в создание знаменитых Толедских таблиц - в высшей степени точнойсистематизации астрономических данных.

Арзакел был известен также своей Книгой Таблиц .

Многие подобные книги уже были составлены до него,однако его работа представляла собой сборник, одни таблицы которогопозволяли определять дни, с которых начинались коптские, римские,лунные и персидские месяцы, а другие показывали расположение планет влюбое необходимое время, чем облегчали предсказание солнечных и лунныхзатмений.

Он составил также ценные таблицы географической широты идолготы.

Другим значительным ученым Аль-Андалус былАль-Битруджи, разработавший новую теорию движения звезд, основанную насуждениях Аристотеля, в своей Книге Формы - работе, котораявпоследствии станла популярна на Западе.

Названия многих звезд все ещеостаются теми, которые дали им мусульманские астрономы, например:Альтаир (от аль-таир, летающий ), Денеб (от данаб, хвост ) иБеетльгейзе (от бейт-аль-джауза, дом близнецов , или Близнецы ).

Внаше время используются и другие термины: зенит, надир (точка,противоположная зениту) и азимут произошли из арабского языка,подчеркивая уровень знаний, которого достигли мусульманские астрономыАль-Андалус, и влияние, которое они оказали на Запад.

УченыеИсламской Испании также сделали значительный вклад в медицину - науку,считавшуюся в основном мусульманской.

Интерес к медицине берет своеначало с самых ранних времен (еще Пророк утверждал, что есть лекарствоот всякой болезни), и хотя все лучшие мусульманские врачи практиковалипрежде всего в Багдаде, ученые Аль-Андалус сделали также свой важныйвклад в развитие медицинской науки.

Ибн аль-Нафису, к примеру,принадлежат открытия в области кровообращения в легких.

Именнов 10-м веке в Аль-Андалусе работало большое число выдающихся врачей.Среди тех, кто изучал греческие медицинские труды, переведенные взнаменитом Доме Мудрости в Багдаде был Ибн Шухайд, который в своемфундаментальном труде рекомендовал использовать лекарственные средстватолько в том случае, если пациент не реагировал на предписанную диету иубеждал во всех случаях применять лишь простые лекарства, исключаясамые сложные.

Другим значительным ученым в этой области был Абуаль-Касим аль-Захрави, прославленный хирург Средневековья.

Известный наЗападе как Абулькасис, он был автором книги Тасриф , переведенной налатынь и ставшей основополагающим руководством по медицине вевропейских университетах на протяжении Средних Веков.

Раздел книги похирургии содержал иллюстрации хирургических инструментов утонченной ифункциональной формы и высокой точности.

Другиеглавы книги содержали сведения об ампутации, глазной и зубной хирургии,лечении ран и переломов.

Ибн Зухр, известный как Авензоар, будучиопытным и квалифицированным врачом, впервые описал случаиперикардиального абсцесса и рекомендовал при необходимости трахеотомию.Ибн Рушд написал ценную книгу по медицинским теориям и законам.Последний из великих андалусских врачей, Ибн аль-Хатиб - такжевыдающийся историк, поэт и государственный деятель - написал важнуюкнигу по теории инфекционных заболеваний, в которой, помимо прочего,описал, как осуществляется передача инфекции через одежду, посуду и т.д.

ИсламскаяИспания также сделала свой вклад в развитие таких областей медицинскойнауки, как медицинская этика и гигиена.

Один из наиболее выдающихсяюристов-богословов Ибн Хазим настаивал на том, что моральные качестваобязательны для врача.

Он писал, что доктор должен быть чутким, добрыми сострадательным, способным выдерживать как резкую критику, так иоскорбления, обиды.

При рассмотрении вопросов врачебной гигиены ИбнХазим писал, что врач должен коротко остригать волосы и ногти, всегданосить чистую одежду и вести себя с достоинством.

Сразвитием медицины андалусские врачи также заинтересовались ботаникой.К примеру, Ибн аль-Байтар, наиболее знаменитый ботаник Андалусии,написал книгу Простые лекарства и пища - систематизированный валфавитном порядке сборник медицинских растений, большинство из которыхпроизрастали в Испании и Северной Африке и собиранию которых онпосвятил свою жизнь.

В другом научном трактате Ибн аль-Аввам составилкаталог сотен видов растений и дал точные указания по их разведению иприменению.

Он пишет, к примеру, как прививать деревья, выводитьрастения-гибриды, останавливать болезни растений и уничтожатьнасекомых-паразитов, а также создавать растительные духи.

Важнойобластью исследований в Аль-Андалус была география.

Отчасти поэкономическим и политическим соображениям, но главным образом из-завсепоглощающего интереса к миру и его обитателям ученые ИсламскойИспании начали исследования в этой области с изучения багдадских работи уже в скором времени сделали собственный вклад: были созданыруководство по общей географии Аль-Андалус Ахмада ибн Мухаммадааль-Рази и описание топографии Северной Африки Мухаммада ибн Юсуфааль-Варрака.

Еще одним ученым, работы которого внесли значительныйвклад в науку о географии, был Аль-Бакри, важный министр при дворе вСевилье, но в то же время высокообразованный лингвист и литератор.

Однаиз двух его ценных работ посвящена географии Аравийского полуострова.Особенное внимание в ней уделяется объяснению местных названий.

Онасоставлена в алфавитном порядке и содержит перечень имен деревень,городов, вади, и памятников, которые он отобрал из хадисов и истории.Второй его работой была энциклопедия мира, классифицированная постранам, где каждая статья предварялась кратким историческимвступлением.

Она также включала описания народов и традиций, климатакаждой страны и ее основных особенностей, крупнейших городов и дажекоротких занимательных рассказов (анекдотов).

Такиеученые, как Ибн Джубайр - андалусский путешественник и самый знаменитыйпутешественник Ибн Баттута, также сделали значительный вклад висследование географии мира.

Родившись в Северной Африке, тогдавходившей в культурную орбиту Исламской Испании, Ибн Баттутачрезвычайно много путешествовал на протяжении 28 лет и написал книгу сописанием своих путешествий, впоследствии оказавшуюся богатымисточником как для историков, так и для географов.

Она включала в себябесценную информацию о народах, землях, навигации, маршрутах караванов,дорогах, постоялых дворах и гостиницах.

Однако наиболее известнымгеографом того времени был Аль-Идриси из Кордовы.

Много путешествуя,он, в конце концов, поселился на Сицилии и написал там системноеописание географии мира, более известное как Книга Роджера по имениего покровителя Роджера 2-го, нормандского короля Сицилии.

Информация,позаимствованная именно из Книги Роджера , была впоследствиивыгравирована на серебряной планисфере - карте в форме диска, которая вте времена была одним из чудес света.

Многочисленныеученые Аль-Андалус также посвящали свое время изучению истории илингвистических наук - главных социальных наук , которымпокровительствовали арабы, подняв их на высокий уровень.

К примеру, ИбнАль-Хатиб, который выделялся широкими познаниями практически во всехобластях науки, написал более пятидесяти трудов по путешествиям,медицине, поэзии, музыке, политике и богословию, а также создализумительную книгу - историю Гранады.

Самым оригинальным умом тоговремени был, несомненно, Ибн Халдун - первый историк, который вывел иразработал общие законы подъема и упадка цивилизаций.

В пролегоменах,предварявших огромную, состоящую из семи томов общую историю, - введении, которое превосходило по своим размерам некоторые из томов, - Ибн Халдун подошел к изучению истории как науки и оспорил логику многихпринятых тогда исторических оценок и суждений.

В известном смысле онбыл первым современным философом истории.

Обширной областьюинтеллектуальной деятельности в Аль-Андалус была философия: в рамкахэтой науки предпринимались попытки разрешить задачи, поставленныеучеными, включившими греческую философию в контекст ислама.

Одним изних был Ибн Хазм - автор более чем четырехсот книг, которого назвали одним из гигантов в интеллектуальной истории ислама .

Были и другиефилософы: Ибн Баджжа, известный на западе как Авемпаций (он был такжеврачом), и Ибн Туфайл, автор Хай ибн Якзан , рассказа о жившем вполном одиночестве на пустынном острове ребенке, который, полагаясьисключительно на собственные силы, открывает для себя наивысшиефизические и метафизические реалии.

Тем не менее, именно Аверроэс - ИбнРушд - заслужил самую большую славу и известность среди всех философовАль-Андалус.

Он был последовательным аристотелевцем, и его работы послеперевода на латынь имели долговременное влияние на развитие западнойфилософии.

В действительности, список достиженийИсламской Испании, внесших значительный вклад в развитие науки наЗападе, почти бесконечен.

В дополнение к достижениям Исламской Испаниив областях математики, экономики, медицины, ботаники, географии,истории и философии ученые Аль-Андалус также разрабатывали и применяливажные технологические новшества: ветряные мельницы и новые технологиив таких ремеслах, как обработка металла, ткацкое дело и строительство.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить