История народов, населяющих Афганистан, насчитывает несколько тысяч лет. Территория современного Афганистана входила в состав многочисленных государственных образований, а временами сама была очагом возникновения крупнейших империй в регионе. Находясь в центре Азии, Афганистан в древнее время и средние ве
ка становился жертвой разного рода нашествий и завоеваний, в новое время - местом столкновения интересов двух великих держав - России и Великобритании, а в период «холодной войны» в 20 в. - противостояния двух мировых систем. Эта земля знала периоды экономического и культурного расцвета. До открытия в 15 в. морского пути из Европы в Индию и Китай вокруг Африки, Афганистан служил крупным международным торговым перекрёстком: через его территорию проходило несколько маршрутов «Великого шёлкового пути» - с запада на восток (из Европы в Индию и Китай) и с севера на юг (из Средней Азии в Индию). Здесь творили известные учёные, поэты, философы, художники, происходило взаимодействие и смешение различных культур, языков, народов, племен, религий и даже цивилизаций (эллинской, буддийской, мусульманской). В 7 в. Афганистан пришли арабы, принесли сюда Ислам и свою культуру, которая ассимилировалась с местной, оказав сильнейшее воздействие на характер последующего социально-экономического и культурного развития Афганистана. На смену арабам в 10 в. пришли среднеазиатские тюрки, один из лидеров которых, султан Махмуд, создал в 11 в. крупнейшую в регионе Газневидскую империю, в состав которой вошли Иран, юг Средней Азии с Хорезмом и северо-западная Индия. Величие державы газневидских султанов воплотилось в творчестве знаменитых учёных и поэтов - Фирдоуси, Бируни, Унсури и др. В том же веке распавшаяся Газневидская империя стала частью нового государства вторгшихся сюда из Средней Азии турок-сельджуков. В начале 20 века Афганистан продолжал оставаться изолированной страной, внешняя политика которой находилась под британским контролем. В годы Первой мировой войны Афганистан придерживался нейтрального курса, несмотря на нажим, оказанный на него Австро-Венгрией и Германией, которые пытались привлечь Афганистан на свою сторону. Отказ Великобритании признать независимость Афганистана привёл к третьей англо-афганской войне, завершившейся подписанием так называемого Прелиминарного соглашения, в котором англичане косвенно признали независимый Афганистан. Идея независимости страны была поддержана Советской Россией, которая в мае 1919 установила дипломатические отношения с Афганистаном. В 1921 Афганистан подписал Договор о дружбе с Россией, заручившись обещанием ее помощи. В том же году Кабул подписал договор с Великобританией, подтвердивший независимость страны. 31 марта 1926 Советский Союз заключил с Афганистаном Договор о нейтралитете и взаимном ненападении (Пагманский пакт). В сентябре 1979 ближайший сподвижник главы государства Хафизулла Амин, занимавший пост «первого министра», осуществил государственный переворот, заняв высшие посты в стране и развернув жесточайшие репрессии против инакомыслящих. Жертвой репрессий стал и свергнутый лидер НДПА Тараки, который по приказу Амина был убит 8 октября 1979 года. Деморализация и фактический развал армии, массовое бегство афганцев за рубеж, военные успехи оппозиции, неудачи реформаторской политики поставили под угрозу само существование режима Амина. В ответ на неоднократные обращения Тараки и затем Амина о прямой военной помощи, Советский Союз в конце декабря 1979 ввел войска в Афганистан. 27 декабря части советского спецназа взяли штурмом резиденцию Амина, во время которого он был убит. Власть перешла к прибывшему с советскими частями лидеру фракции «Парчам» Бабраку Кармалю. Однако участие СССР в афганской войне на стороне одной из политических сил ещё более дестабилизировало ситуацию в Афганистане. Оппозиция, представленная религиозно-политическими партиями со штаб-квартирами в Пешаваре (Пакистан), в свою очередь получала военную и финансовую помощь Запада и ряда стран Ближнего Востока, что усиливало конфликт. После неудачных попыток урегулировать афганский конфликт военным путём советское руководство подписало в марте 1988 года Женевские соглашения по Афганистану, в соответствии с которыми начался вывод советских войск, завершившийся в феврале 1989 года. 28 апреля 1992 года страна была провозглашена Исламским Государством Афганистан. В обстановке всеобщего кризиса, по четкому сценарию западных спецслужб осенью 1994 года возникло религиозно-политическое движение «Талибан». Подготовленные в недрах пакистанских религиозных школ и спонсируемые западными странами, талибы вскоре распространили свою власть на западе, юге и востоке Афганистана, а в сентябре 1996 года захватили Кабул. В стране был установлен жестокий режим, в рамках которого подавлялись элементарные права и свободы афганцев. В дальнейшем войска талибов предприняли наступление на север Афганистана, и к началу 21 в. контролировали 90% территории страны. Сопротивление им оказывал Северный альянс – коалиция группировок во главе с Ахмад Шахом Масудом. В 1996 в Афганистане чудесным образом появился Осама бен Ладен, наладивший сотрудничество с режимом талибов. Одними из главных искусственных элементов в проекте США по захвату Афганистана и других ближневосточных стран фигурировали «Аль-Каида» и Осама бен Ладен, которым были отведены большие роли: «призрак» и «мировое пугало». Их появление открывало двери в любую страну под предлогом борьбы с «Аль-Каидой» и поиском Бен Ладена. Совет безопасности ООН с 1999 по 2000 принимали новые резолюцию, ужесточив санкции против Афганистана. Это были первые звенья большой цепи трагедии Афганистана. После террористических актов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, организаторами, которых администрация США назвала «Аль-Каиду» и Осаму бен Ладена, американская администрация нанесла военный удар по Афганистану. И открылась новая кровавая и трагичная страница афганского народа. В 2001 году к власти был приведен Хамид Карзай, пуштунский политический деятель. В марте 2004 года командование американским контингентом приняло решение провести крупную военную операцию в пограничных с Пакистаном районах. Одновременно Пакистан проводил собственную операцию на границе с Афганистаном. Тем не менее, они не дали ощутимых результатов. По-прежнему самыми сложными проблемами сегодняшнего Афганистана остаются политическая и экономическая нестабильность, возросшее в последние годы производство и торговля наркотиками, продолжающееся политическое насилие. Не менее трудной остается задача воссоединения страны, учитывая множество этнических и религиозных противоречий, обострившихся за годы войны. Продолжается борьба за передел сфер влияния на севере и западе страны и главной проблемой Афганистана по сей день остаётся отсутствие безопасности в стране. За время после вторжения американцев, преступный промысел наркосырья превратился в основной вид «сельского хозяйства» и кормит теперь большую часть афганцев. Талибы умели хоть как-то бороться с этим злом, а вот при «цивилизованных американцах» добыча наркотиков возросла… в 24 раза! Военные действия нанесли огромный ущерб земледелию Афганистана. В целом валовая продукция сельского хозяйства сократилась на 27%. Ведущей товарной культурой стал опийный мак, и Афганистан превратился в главного мирового поставщика опиума (по оценкам некоторых экспертов, в 2004 его произведено 4,2 тыс. т, что составило 87% его мирового производства). Доходы от наркобизнеса составляют 2,8 млрд. долл. США – около 60% национального дохода. Наркотики из Афганистана нелегально отправляются в Западную Европу и Россию. Вследствие военных действий состояние дорог ухудшилось до невозможности, а дорожно-ремонтные работы почти не проводились. Зимой и весной некоторые дороги становятся непроезжими. Во многих районах большинство афганцев передвигаются и перевозят грузы в основном на верблюдах и ослах. Но возникает вопрос как из страны, в которой транспорт развит очень слабо, наркотики, составляющие почти 80% от их мирового производства, доставляются в Европу и другие страны мира. Естественно, если даже подключить к этому всех ослов и верблюдов Афганистана, они не справились бы с такой задачей, но им на помощь приходят современная американская авиация, которая доставляют любые грузы в любую точку мира. С экспортом наркотиков всё ясно, но возникает еще один вопрос: почему военный контингент общей численностью более 100 тысяч человек, в том числе: США: 68000, Великобритания: более 9000, Германия: 4300, Франция: более 3000, Канада: 2800, Италия: 2800, не справляется с производством зелья? А к тому же США увеличивает свой воинский контингент в Афганистане на 34 тысячи человек. Ведь это самая оснащённая и современная военная сила, которая «защищает демократические ценности». Неужели им не под силу уничтожать плантации опиумного мака, которые стали основой сельского хозяйства в регионе? Может, они все дальтоники - не различают красный цвет, и «кровавые» маковые поля остаются не замеченными? Вопросов много, но на всех них есть один американский ответ: мы защищаем национальную безопасность США от «Аль-Каиды», помогаем афганскому народу установить демократию. Но если говорить честно и объективно, то весь мир знает, что США сделали из Афганистана мировую лабораторию по производству наркотиков и с помощью военной силы поддерживают защиту этого очень выгодного бизнеса, включающего и не менее выгодную торговлю оружием. Почти все страны мира страдают от этого, но Россия особенно. Ведь через дырявые границы новых республик Центральной Азии идут мощные потоки наркотраффика – транзит через Россию в Европу. А по дороге часть оседает и в России. 27 мая 1919 года Советская Россия установила дипломатические отношения с Афганистаном, первой из других стран признав его независимость. Первые шестьдесят лет они были очень хорошими: Советский Союз оказал Афганистану значительную помощь в экономической и культурно-гуманитарной областях. Переломным моментом и подлинной трагедией стало введение советских войск в Афганистан. При этом была явная двойственность: если на высшем политическом уровне отношение к СССР было хорошим, то народ Афганистана называл присутствие советских войск оккупацией. 15 мая 1988 года начался вывод советских войск с афганской территории. После того, как шурави покинули Афганистан, в стране началась гражданская война, что тоже не прибавило симпатий к советской стороне. Затем был период талибов. Теперь Афганистан хочет возобновить дружеские отношения с Россией на взаимовыгодной основе. СССР оставил Афганистану в наследство 142 промышленных и инфраструктурных объекта, которые обеспечивали 60 процентов ВВП страны. Среди них – тоннель под перевалом Саланг, Джелалабадская ирригационная система, способствовавшая развитию сельского хозяйства в четырёх афганских провинциях, самая мощная ГЭС страны Наглу, аэропорт в Кабуле, автотрасса Кушка-Термез-Кандагар, Политехнический институт, и многое другое. Ныне большинство этих объектов разрушено. Афганистан – полиэтничное государство, которое населяют более 20 народностей. Крупнейшими из них являются пуштуны (42%), таджики (28%), хазарейцы (10%), узбеки (8%), чараймаки (2,6%), туркмены (2%), белуджи (0,5%), нуристанцы (0,4%) и пашаи (0,2%). Живут также арабы, курды, кызылбаши, афшары, казахи, киргизы, монголы, нуристанцы и др. (2005). Представители пуштунских племен (паштаны, пуштуны, пахтаны), исповедующие Ислам суннитского направления, насчитывают ок. 13 млн. чел. Они расселены преимущественно к югу от Гиндукуша, в юго-восточных и южных пограничных с Пакистаном районах, хотя живут также и на севере. Все пуштуны говорят на языке пушту, который состоит из нескольких диалектов и близок к персидскому языку (фарси). По оценке, в Афганистане насчитывается более 20 языков и 200 различных диалектов. Религия. Государственной религией Афганистана является Ислам. Согласно конституции, приверженцы других верований (сикхи и индусы) обладают равными с мусульманами правами. Подавляющее большинство населения Афганистана (80%) исповедует Ислам. Наиболее распространён суннизм ханафитского толка, которого придерживаются около 80% всех афганцев. Суннитами являются пуштуны и узбеки, туркмены, белуджи, а также часть чараймаков и таджиков. Одними из последних Ислам приняли нуристанцы, которые еще в конце 19 в. придерживались местных верований. После ликвидации режима талибов в 2001 политическая роль Ислама была сведена к минимуму, однако он сохранил сильные позиции в образовании, судопроизводстве и в сфере семейно-брачных отношений. Наиболее значимую роль в повседневной религиозной жизни Афганистана играют учёные-богословы, имамы (настоятели мечетей), моулави (лица, получившие специальное богословское образование в медресе). Муллы не только служат в мечети и отправляют другие религиозные обряды (заключение браков, похороны и т.д.), но по существу нередко играют роль учителей, судей и советчиков по различным вопросам. Они выносят решения по местным спорам, руководствуясь исламскими юридическими нормами, решают многие проблемы социального и личного характера, например, споры по разделу воды или семейные конфликты. Наиболее священным местом паломничества афганских мусульман считается Мазари-Шариф, где в мечети 15 в. находится, как полагают, могила имама Али. Главные элементы костюма почти всех этнических общин Афганистана – длинная (до колен и ниже) рубаха и плотно подпоясанные кушаком широкие штаны (камиз). Поверх мужчины надевают безрукавку с четырьмя карманами и застежкой, и халат. Характер головного убора, например чалмы, тюбетейки или войлочного колпака, нередко отражает принадлежность мужчин к определённой национальной группе и географическому району. Многие отпускают бороду (эта тенденция усилилась после того, как талибы запретили мужчинам бриться). В городах получила распространение мужская одежда европейского покроя. Женщины в сельской местности носят длинную, вышитую по вороту рубаху свободного покроя из цветной хлопчатобумажной ткани и длинные, до щиколоток, штаны. Женщины из среды кочевников поверх рубахи надевают несколько широких юбок, а таджикские, узбекские и туркменские женщины поверх хлопчатобумажных штанов носят широкие цветные платья. Вокруг головы женщины повязывают широкий платок, при выходе на улицу они накидывают темную чадру, или бурку, которая закрывает фигуру с ног до головы. Женщины носят серебряные украшения с сердоликом и лазуритом, бусы и ожерелья из монет. Хотя афганское общество состоит из множества различных этнических групп, некоторые элементы их образа жизни имеют общие черты. Так, у афганцев (пуштунов) и других народов, особенно у жителей сельских и горных районов, обычны большие патриархальные семьи. Родственные отношения создают фон для проявления социальной, экономической и политической деятельности. Разводы случаются редко. Нередки случаи многожёнства. Культура, литература и искусство С древних времён Афганистан впитывал культуру и традиции различных народов - исламскую, античную, индуистскую и буддийскую. Развитие афганской литературы на протяжении многих веков происходило под влиянием персидской традиции. Особое распространение получила поэзия, прежде всего, в таких жанрах как газель (в лирических песнях) и чарбайта (в исторических). Расцвет поэзии на фарси пришёлся на 10–15 вв. В 1010 году закончил свою огромную эпическую поэму «Шахнаме» («Книга царей») Абулькасим Фирдоуси (Фирдавси) (940–1020). Огромное воздействие на исламскую литературу и мысль оказало творчество Джалал ад-Дина Руми, суфия и поэта 13 в., автора эпической поэмы «Maснави-йе Maнави» («Духовные двустишия»). Многие известные учёные и поэты того периода, писавшие на дари, были родом из Афганистана – Санаи Газнави (12 в., уроженец Газни), Абдуррахман Джами Герави (15 в., уроженец Джами-Герата), Низам уд-Дин Алишер Герави Навои (1441— 1501, уроженец Герата). Известность получили произведения Мирзы-хана Ансари, или Фатех-хан (1580–1631), внука Пир Рошана, испытывавшего сильное влияние суфизма, Хушхаль-хана Хаттака (1613–1691), известного пуштунского поэта, изложившего в стихах афганский племенной кодекс, Абдуррахмана Моманда (1632–1708), Абдулхамида Моманда (1660–1732) и Казым-хана Шайда (1723–1778). Позже получает распространение придворная литература. В Афганистане сохранились памятники архитектуры и изобразительного искусства разных исторических эпох – от эллинизма периода Греко-Бактрийского царства (ок. 3–1 вв. до н.э.) до построек буддийской культуры (ок. 1–4 вв. н.э.). В средние века на территории Афганистана получила распространение культовая монументальная архитектура, представленная минаретами, мечетями и крепостями. К числу наиболее известных памятников относят стрельчатую арку городской мечети (11 в.) среди развалин в Калайи-Буста; два многогранных минарета («башни победы»), построенные на окраине Газни при султане Масуде III и Бахрам-шахе (12 в.) и богато украшенные орнаментом и арабскими надписями; «падающий» минарет высотой 65 м (кон. 12 – нач. 13 вв.) близ селения Джам на западе Центрального Афганистана. К 15 в. одним из центров искусства на Среднем Востоке стал Герат. Из памятников сохранилась гигантская соборная мечеть Джума-Масджид (13 в., реконструирована после землетрясения в 1498–1500), украшенная резьбой и изразцовой мозаикой, а также остатки комплекса Мусалла (1417–1438) с множеством минаретов и мавзолеем Гаухаршад. До сих пор почитаема гробница и мечеть Руази-Шариф (кон. 15 в.) в Мазари-Шарифе, украшенная голубыми изразцами. В средние века получила развитие также каллиграфия и живописная миниатюра, использовавшаяся в качестве иллюстраций при оформлении рукописных книг. Богатые традиции имеет прикладное искусство. Афганские мастера славятся изготовлением украшений из золота и серебра, декоративной вышивкой, резьбой по дереву и ковроткачеством. Основные центры художественной обработки металла – Газни, Герат и Кандагар. В Афганистане особенно популярны героические песни и баллады, воспевающие национальное достоинство и борьбу афганцев за независимость, а также песни-двустишия, рассказывающие о любви. Танцы обычно раздельные (мужские и женские). Религиозные праздники в Афганистане, как правило, отмечаются по лунному календарю, общегосударственные и светские имеют фиксированную дату. Наиболее важный праздник в Афганистане – религиозные праздники –Ид аль-фитр (окончание поста, праздник разговения), Ид аль-адха (жертвоприношение) и другие.
|