Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Зачем мы боимся смерти?

News image

Отличительной чертой разумного человека является принятие мер ради страховки будущего. ...

Школа ислама

Медресе Валидаи Абдулазиз-хана

News image

Напротив мечети Джуборий Калон находится комплекс, первоначальным ядром которого являлась мечеть Абдулла-хана. Эт...

Историческая наука в Исламе и первые мус

News image

Первые книги, написанные мусульманами по исторической теме, были в жанре «сира», т.е. по...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




Мамма-Дибир ар-Рочи (1778–1878)
Ислам для всех - Ислам народов мира

мамма-дибир ар-рочи (1778–1878)Досточтимый шейх Мамма-Дибир оставил после себя огромное количество алимов – богатейшее духовное наследие. Жизнь и деятельность самого шейха еще не полностью исследованы. Предстоит много работы по изучению трудов этого ученого, написанных им на арабском, аварском и других языках. Ниже мы публикуем очерк о Мам

ма-Дибире, собранный из разных источников на аварском языке Мамма-Дибир родился в 1778 г .

в селении Рочиб (ныне Чародинский район).

Его отец Хаджи-Али был ученым, он уделял очень много времени правильному воспитанию детей.

По достижении Мамма-Дибиром 6-летнего возраста Хаджи-Али начал учить своего сына чтению Корана.

А с 7 лет его определили в медресе в родном селении.

Мамма-Дибир с детства отличался способностью к изучениям наук.

Ему не было необходимости повторять уроки по несколько раз – он запоминал их с первого чтения.

В медресе с.

Рочиб Мамма-Дибир получил хорошее образование, и джамаат села просил его, 12–13-летнего подростка, работать муэдзином в сельской мечети.

К тому же, у него был тоненький красивый голос.

Когда он исполнял мавлид, у многих на глазах появлялись слезы.

Мамма-Дибир отказался от работы и самостоятельно несколько лет изучал науки дома.

Затем учился у алимов в селениях Дусрах, Хурух, Гачада, Бухты, Согратль, Урада, Кази-Кумух и др.

После этого работал преподавателем в селах Дусрах и Хурух.

Он обладал очень большим мастерством преподавания.

После многократных просьб джамаата некоторое время все же проработал имамом и в своем родном селении.

Мамма-Дибир знал 7 языков: рочибский, аварский, лакский, арабский, даргинский, падарский и азербайджанский.

Кроме того, в совершенстве владел наукой целительства (тибб) и искусно лечил с помощью трав и их настоев.

Но после вступления в тарикат оставил все.

Среди тех, кого Мамма-Дибир ар-Рочи обучил исламским наукам, видные просветители Дагестана Хаджи-Мухаммад из Гачада, Рамазан-хаджи из Бухты, Давуд из Хуруха, Мухаммад Умарил из Дорони, Умар-апанди из Багини, Будайчи-хаджи из Кумуха, Ундал-хаджи из Урада.

Также у него учились ставшие впоследствии устазами накшбандийского, шазилийского и кадирийского тарикатов известные религиозные деятели Сайфулла-кади Ницовкринский и Шуайб-афанди аль-Багини.

Сайфулла-кади пишет о шейхе в своих воспоминаниях: «Я возле него провел несколько лет, был его учеником.

Я не видел никого, кто бы так искренне уважал устазов, и вместе с тем добропорядочного, скромного и простого человека.

Он хранил тайну о себе.

Да освятит Аллах его могилу и наполнит ее ароматами…» Шуайб-афанди аль-Багини пишет: «…познавший Аллаха и являющийся Ему свидетелем.

Отбросивший все, кроме Всевышнего Аллаха, захид, знающий все науки глубоко, шейх, отличившийся в понимании всего, совершенный муршид Мамма-Дибир ар-Рочи (Тленсери), самый совершенный из всех халифов Джамалуддина Казикумухского, владеющий высшими ступенями (макамами)…» Алимы отмечают самую большую особенность Мамма-Дибира в том, что все, кого он обучил наукам, стали большими и известными алимами.

В этом плане огромна его роль в просвещении народов Дагестана.

Мамма-Дибир не отходил ни на йоту от того, чему учил его устаз Джамалуддин, работал над познанием Всевышнего Аллаха.

По прошествии 7 лет после вступления в тарикат он получает разрешение (иджаза) на наставничество в качестве муршида.

Но он скрыл это от всех, даже жены в течение 4 лет ничего не знали об этом.

После этого Джамалуддин пригласил Мамма-Дибира и повелел (амру) ему наставлять людей.

С того времени он исполнял свой долг до самой кончины, т.

е.

в течение 40 лет.

Однажды у Джамалуддина спросили о степенях его халифов.

Он дал хорошую оценку каждому из них и привел некоторые недостатки.

Говоря о Мамма-Дибире, он сказал: «Машааллах, мубарак, он никогда не сбился в хузуре (поминании Аллаха) – ни рядом, ни на стороне.

В нем не было забытья, и он не знает этого.

Он всегда находился в состоянии, при котором Аллах бывает доволен своими рабами».

Перед тем как переселиться в Турцию, Джамалуддин провел несколько дней в Тарках.

Мюридам, пришедшим попрощаться с ним, он сказал: «Если пойдете в Рочиб к Мамма-Дибиру или в Гухал к Мухаммаду, то от них получите все, что получали от меня…» Мамма-Дибир имел огромное число мюридов.

После того, как в 1859 г .

в Дагестане и Чечне газават был завершен, царская Россия беспокоилась, что борьба может вспыхнуть вновь.

Для предупреждения этого за всеми влиятельными религиозными деятелями и исключительно за учениками Джамалуддина Казикумухского был установлен контроль.

Контролировать Мамма-Дибира ар-Рочи было поручено лично Казикумухскому хану.

Об их встрече и беседах существует очень много повествований.

После того, как Мамма-Дибир покинул этот мир, хан пришел на похороны и рассказал о некоторых из них.

Мамма-Дибир же всю свою жизнь посвятил воспитанию мюридов и исламскому обучению.

Медресе, которое он открыл в Рочибе, тогда было одним из ведущих в Дагестане.

Здесь могли учиться представители всех национальностей, как Дагестана, так и из других областей.

В народе сохранилось очень много преданий о караматах и способностях Мамма-Дибира.

О некоторых из них рассказывает в своей книге «Табакат…» Шуайб-афанди из Багини.

Мамма-Дибир ар-Рочи покинул этот мир в 1878 г .

в возрасте 100 лет.

Похоронен он в с.

Рочиб Чародинского района Республики Дагестан.

В настоящее время его зиярат отреставрирован и открыт для посещения.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить