Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Полнолуние и соблюдение оруджа

News image

Полнолуние и соблюдение оруджа В последнее время внимание учёных привлекает сл...

Школа ислама

Как выражать соболезнование?

News image

Когда умерли мои родители (да будет милостив к ним Всевышний Аллах), самой бо...

История Ислама: Монголы и Мамлюки

News image

13-й век явил мусульманскому миру еще одну опасность,на этот раз исходившую из зе...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




Религиозное образование в Дагестане: традиция, опыт, проблемы и перспективы
Ислам для всех - Ислам народов мира

религиозное образование в дагестане: традиция, опыт, проблемы и перспективыВ России, как и во всём мире, растёт интерес к Исламу, образованию мусульман, к их интеграции в общественную жизнь и обеспечение гражданского диалога и общественной безопасности. Развитие традиционной системы исламского образования, введение её в современное образов

ательное пространство России - являются сегодня важнейшими задачами исламских учебных заведений.

Традиционная система исламского образования Дагестана имеет достаточно самобытную историю.

Ислам в Дагестане берёт начало примерно с 20-го года хиджры.

В 642 г.

посланцы халифа вошли в город Баб аль-абваб (современный Дербент), где были построены грандиозная Соборная мечеть и семь квартальных мечетей.

Это были первые мечети на территории сегодняшней России.

Примерно с этого времени в Дагестане появляются и мусульманские образовательные учреждения – мактабы.

Первые образовательные учреждения (медресе и мектебе) в мусульманском мире возникли в X веке в Багдаде, на территории Хорасана, а к концу XI века - и в Дагестане, где появилось новое учебное заведение, медресе в селении Цахур, которое было построено по прототипу багдадского.

В этой связи приведу исторический факт: Хаким Бин Ибрахим Ад-Дагестани, один из известных правоведов шафиитского мазхаба Дагестана, получивший классическое образование у имама Аль-Газали, преподавал в медресе Ан-Низамия в Багдаде.

Примерно до 14 века нашей эры уже сложилась целая система исламского образования в Дагестане, имевшая разные ступени подготовки: мактаб, медресе, индивидуальное обучение у мусульманских учёных – алимов и шейхов.

Обучение у шейхов считалось высшим звеном образования, где ученик духовно совершенствовался и получал самую высокую ступень духовного развития.

Начальной ступенью системы мусульманского обучения в Дагестане были мактабы, которые обычно организовывались при мечетях.

В мактабах заучивали отдельные суры Корана, обучали порядку совершения религиозных обрядов, а также знакомили с основами Ислама, истории пророков и языкознания.

Настоящий образовательный уровень достигался в медресе.

Медресе организовывались обычно крупными учёными, алимами, в роли которых чаще всего выступали имамы мечетей.

В Коране Всевышний чётко указывает на достоинство знания учёных: «Аллах возвышает степень тех из вас, которые веруют, а также тех, которым даровано знание!».

За многовековую историю в Дагестане сложилась стройная и целостная система методологии и психологии преподавания канонических, правовых, общественных и естественных наук.

Поэтому не правы те, кто считает, что исламское образование не имеет традиций методики и психологии преподавания наук.

Мы имеем такой опыт и опираемся на него.

Это оправдано практикой всех веков Ислама в Дагестане.

В Дагестане изучались разнообразные науки, но в основном 12 наук, после усвоения, которых человек считался алимом: это морфология, синтаксис, логика, риторика, акида, фикх, основы фикха, хадисоведение, корановедение, сира (жизнеописание Пророка), астрономия; также глубоко и всесторонне изучали суфизм.

В ходе образовательного процесса в Дагестане, арабский язык стал научно-литературным языком общения, а также и языком делопроизводства.

Параллельно изучались фарси и тюркские языки.

Когда ученики спросили великого учёного Муслима аль-Уради, сколько времени необходимо для изучения этих 12 наук, он ответил – 15 лет.

Мусульманская арабо-язычная школа в широком смысле воспитала и дала миру многих выдающихся дагестанских учёных, получивших широкую известность в странах мусульманского Востока.

К примеру, это Садрудин Сулейман Алакзи, Абдлухамид Аффанди аль-Ширвани, Магомед бин Муса аль-Кудутли, Давуд аль - , Муртазали аль-Уради, Зайнудин-хаджи Али аль-Кабир бин Мухамад Гъази аль-Гумуки - автор брошюры «Мухтасар», который встречался в Мекке с Ибну Хаджаром Хайтами и т.д.

Традиционно в Дагестане каждый народ имел и высоко ценил своих алимов.

О больших успехах системы исламского образования в Дагестане говорит и то, что у нас сложилась национально самобытная литература на арабском, персидском и тюркском языках на основе аджамской графики.

Известный татарский учёный Риза Фахретдин считал, что такие науки, как право, хадисоведение, риторика, лексикология и морфология арабского языка, делают дагестанскую образовательную систему и всё наследие дагестанских алимов более полезным и продуктивным.

Шейх Мухаммад, известный как Кази Акай из Казани, писал, что совершенство в знаниях он получил у шейха Ахмада Дагестани, ученика Мухаммада аль-К удутли.

века (во время Османской империи) весь Дагестан был охвачен всеобщим образованием в примечетских школах (фарзуль гайн).

Особую роль в сохранении и передаче исламских знаний в Дагестане, и на Кавказе в целом, в эти сложные исторические периоды развития нашей страны сыграли суфийские шейхи, которые вели огромную работу по сохранению Ислама.

Именно благодаря суфизму в Дагестане была сохранена преемственность исламских знаний и традиций.

Суфийские шейхи и алимы всегда пользовались огромным авторитетом у большинства населения, к ним всегда относились уважительно.

Здесь уместно говорить о двух великих шейхах – Сайфула-кади и Хасан-хильми из Кахиба.

Их историческая заслуга - в сохранении и распространении исламских знаний на основании письменного разрешения (иджаза) на обучение ильму по всем мазхабам.

В книге «Мактубатуль къахий» описана цепочка (силсила) от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) до имама Абу Ханифы, и от них дальше - от Зайнулы Ашарифи до Сайфулы Кади Башларова .

А вторая заслуга этих двух шейхов в том, что они в тяжелейшие годы войн и репрессий спасли генофонд народов Дагестана и их духовный, интеллектуальный потенциал.

Из-за бараката этих шейхов, даже во времена борьбы с религией при советской власти в течение 70 лет не прекращалось обучение ильму.

Сегодня дагестанские алимы возрождают былые традиции религиозного образования.

В настоящее время в Дагестане функционируют 13 исламских вузов, 8 медресе, более 100 мактабов.

Развита система исламских СМИ.

В 2007 г.

в Дагестане создан Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки.

При Университетском центре действует Учёный совет из авторитетных специалистов в области религии.

В учебные планы религиозных учебных заведений введены также такие дисциплины, как психология, педагогика, политология, компьютерные и информационные технологии, законы государства о религии, дисциплины по межконфессиональному диалогу, история и теология христианства, иудаизма, буддизма, блок обще-гуманитарных и естественно-математических дисциплин.

Головным учреждением Университетского центра является Институт теологии и международных отношений, один из первых в России приступивший к реализации государственного стандарта подготовки исламских теологов и прошедший государственную аккредитацию.

Мы свою задачу видим в том, чтобы в рамках действующего законодательства способствовать повышению религиозных знаний в современных условиях и воспитать гражданина с высокой духовной преданностью Отечеству.

Важным средством развития межконфессионального диалога, воспитания личности и уважительного отношения к людям других мировоззрений мы считаем повышение культурного и образовательного уровня людей, молодежи её правосознания.

Современные вызовы и риски для безопасности России диктуют необходимость развития отечественной системы религиозного образования, что является одним из самых эффективных способов формирования стратегического щита духовной защиты нашей Родины.

В условиях глобализации мира важно ориентировать человека на правильный выбор, обеспечить его духовную и мировоззренческую безопасность.

Поэтому сегодня религиозная грамотность граждан является условием выживания и обеспечения безопасности нашего общества.

По собственному опыту могу сказать, что ДУМД, имамы, алимы, признанные шейхи и устазы открыты к диалогу со всеми миролюбивыми силами, движениями, организациями - во имя мира и безопасности Дагестана и России в целом! Магди-хаджи Мутаилов.

Президент СКУЦ ИОН

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить