Скромные и целомудренные жены и сестры эмира Тимура выразили волю быть похороненными у порога этого места, охраняемого ангелами, - пишет Абу Тахир Ходжа, - и возвели здесь здания, так что лазурные небеса открыли любующийся взор на лицо времени - они не видели столь украшенных и нарядных зданий, так что бирюзовый небесный купол открыл очи - Луну и Солнце - он не любовался такого цвета эмалированными изразцами . Вереница изящных, сверкающих голубыми искрами усыпальниц потянулась по древним склонам Афрасиаб. Главная святыня на вершине холма - мазар, который легенды и предания приписывают Кусаму, сыну Аббаса, двоюродному брату пророка Мухаммада. Ритуал поклонения его могиле сложился в глубокой древности. В народе бытует легенда о нем как о Шахи Зинде - живом царе . Этот образ известен в Средней Азии с древних времен и связан с образом Сиявуша - страдающего божества . Корни этого сюжета уходят к древнему культу страдающих и умирающих божеств.
По данным археологических исследований, до XI в. территория некрополя была жилой частью древнего города. К XII в. относятся фундаменты, склепы первых построек ансамбля. В XIII в., после монгольского завоевания, жители покинули старую крепость, и Шахи Зинда долгое время находилась в запустении. В начале XIV в. на землях Шахи Зинды стали появляться здания мавзолеев. Ко времени смерти Тимура (февраль, 1405) постройки в Шахи Зинде размещались только в пределах стен древнего Самарканда. С течением времени и у подножия Афрасиаба, в период правления Улугбека, возведены постройки нижней группы. Для подъема на Афрасиаб устроили широкую лестницу. Завершены постройки нижней группы в 1434 - 1435 гг. Надпись на входном портале извещает: Это величественное здание основано Абдулазизханом - сыном Улугбека Гурагана, сына Шахруха, сына амира Тимура Гурагана в 838/1434 - 35 г. н. э. . Комплекс мавзолеев Шахи Зинда пользуется большой популярностью у верующих. Даже в начале XX века каждый четверг здесь проходили радения дервишей ордена Кадария. Обряд джахрия (громкое радение) начинался в верхней мечети, затем, не прекращая произносить хо или ху участники круговыми движениями спускались по многочисленным ступеням лестницы к нижней мечети. Перед завершением обряда исполняли пение религиозных стихов (хофиз).
|