Западный проход Так-и Тельпак Фурушон выходит на улицу Мехтар Амбар. Первое здание справа, примыкающее к стене Так-и Тельпак Фурушон – это древний караван-сарай Кулета – 16 века.
Караван-сараем (от персидского كاروانسرا - кар(е)Ван и тюркского сарай - дворец ) назывался постоялый двор, обнесенный стеной, расположенный на путях следования караванов. Путники могли здесь переночевать, не опасаясь за свой скот и товары. Кроме того, они могли здесь запастись продовольствием. Большие караван-сараи служили складами для товаров, а также торговыми площадками.
Слово караван-сарай происходит из персидского языка. Для большинства современных языков это слово является заимствованным.
Первые караван-сараи появились в Средней Азии (а именно, в Сельджукидских княжествах), во второй половине 10 века. Со временем, караван-сарай превратился, из центра, который имел лишь экономическое и религиозное значение в обороноспособный постоялый двор. Сельджукидские Султаны построили на Анатолийском (Малоазиатском) нагорье целую сеть Караван-сараев. Караван-сараи располагались на расстоянии от 30 до 40 километров друг от друга. Именно такое расстояние проходит караван за один день пути. Система караван-сараев была усовершенствованна в Османской и Сафавидской империях. Сеть караван-сараев распространялась от Кавказа на севере до Средиземного моря на юге; От Скадарского озера вплоть до пределов современной Хорватии на западе и до Афганистана на востоке. Только лишь в 20 веке караван-сараи потеряли свою значимость.
Караван-сараи были массивными оборонными сооружениями с каменными стенами и металлическими воротами. Обычно, это были строения квадратной или прямоугольной формы. Реже они имели форму восьмиугольника. Здесь имелся внутренний двор, который был окружен аркадой зданий. На первом этаже располагались торговые лавки и стойла для скота. На верхних этажах располагались помещения для путников. В первоначальных сельджукидских Караван-сараях имелись мастерские, купальни. Кроме того, здесь можно было воспользоваться услугами врача, покушать и отведать чай или даже кофе. Для развлечения постояльцев здесь играли музыканты. Со стороны ворот располагалась комната для молитв. Некоторые караван-сараи имели в своем распоряжении небольшие мечети во внутреннем дворе. Услуги на караванных путях предоставлялись бесплатно. Только в городах путники должны были платить за ночлег.
Османские и персидские караван-сараи были оборудованы куда более скромно: Постельные принадлежности, а также посуду путники должны были иметь с собой.
Особенностью Бухарских караван-сараев было то, что они не являлись укрепленными сооружениями, так как находились в черте города. Тем самым, необходимость строительства оборонных сооружений для защиты от разбойников отпала сама собой. В отличие от Сельджукидских караван-сараев, в Бухарских караван-сараях вьючный скот не содержался. Для скота существовал специальный караван-сарай у Самаркандских ворот, куда скот отводили сразу после разгрузки. Бухарские караван-сараи были центрами оптовой торговли.
|