Ислам как общегосударственная религия повсеместно закрепился уже в IX в. Однако наряду с официальным толком мусульманства, в Средней Азии развившись популярные в народе различные мистические направления, проповедниками которых были подвижники-суфии, создатели суфийских сект и дервишеских орденов.
Два однокамерных мавзолея популярного в Ташкенте суфия Зангиата и его жены Амбар биби были возведены, по преданию, Тимуром в XIV в. Имя его было Айходжа по прозвищу Зангиата, то есть черный . Уроженец местности Шам, потомок Хазрата Арсланбаба, он был пятым мюридом суфия Ходжа Ахмада Яссави, который считался духовным главой всех тюркских племен Центральной Азии. Поклонение культу Зангиата по праздникам превращалось в массовое увеселение с выступлением акробатов, фокусников, дервишей.
Мавзолеи Суфия Зангиата, который был очень популярен в Ташкенте, и его жены Амбар биби - были, очевидно, построены Тамерланом в девяностых годах 14-го столетия. Настоящее имя Зангиата - Шейх Ай-Ходжа. Прозвище Зангиата означает черный . Он родился в семье потомков Хазрата Арслана бобо. Он также был пятым «муридом» суфия Ходжа Ахмада Ясави, которого называют духовным предком всех Тюркских племен Центральной Азии и Казахстана. Комплекс мавзолея состоит из следующих строений: мечеть Намазгох (1870); минарет (1914-1915); мавзолей Зангиата; внутренний двор с жилыми кельями - худжрами бывшего медресе (18-й - 19-й века.); кладбище с мавзолеем Амбар биби.
|