Квартал с одноименным названием Гозиён («борцы за веру») был одним из центров мусульманского образования в дореволюционной Бухаре. Здесь находилось несколько медресе. Самым крупным, в котором вплоть до революции читались лекции, было медресе Мулло Мухаммад-Шариф, построенное, в начале XIX в.
В квартале (см. карту Бухары) находилось также старинное медресе Гозиёни калон (Большой Гозиён), сохранившееся до наших дней. К северу от него находилось медресе Гозиёни хурд (Малый Гозиён). В обоих медресе Гозиён, составлявших ансамбль (Кош) лекции не читались, только жили студенты.
К медресе Мулло Мухаммад-Шариф с восточной стороны прилегало вплотную, стена к стене, еще одно медресе — медресе Чубин («Деревянное», так в Бухаре назывались каркасные постройки).
К тому же кварталу относилось маленькое медресе. Святыней квартала являлась находившаяся при ханаке могила Имом Гози (имама — борца за веру). Этот имам (не путать с Имамом Ал-Газали) почитался в Бухаре как один из «сорока четырех мучеников за веру», которые, по преданию, похоронены в различных местах Бухары, «начиная от Каршинских ворот и заканчивая Каракульскими».
Бухара - центр просвещения на Востоке
В Бухаре в различное время жили и трудились многие выдающиеся деятели науки и культуры, формировавшие культурную среду и содействовавшие распространению просвещения. В их числе: энциклопедист и врач Абу Али ибн Сино (980—1037), крупнейшие историки Балъами и Наршахи (X в.), ал-Утби (XI в.), Абу Абдаллах Мухаммад ибн Ахмад ал-Бухари (умер в 1021 г.), поэт Исматаллах Бухари (1365— 1426), литературовед Карри Рахматаллах Бухари (умер в 1893 г.), каллиграф Мирза Абд ал-Азиз Бухари (конец XVIII—начало XIX вв.), врач - Маулана Абд ал-Хаким (XVI в).
В тридцатые годы 16 столетия Бухара стала столицей Бухарского ханства, во главе которого стояла династия Шейбанидов. Период, когда эта династия стояла у власти, длился около ста лет с начала шестнадцатого столетия. За это время Шейбанидами было проведено множество реформ. В частности, они приняли серьезные меры по усовершенствованию системы народного образования. Теперь в каждом жилом квартале (жилой район, а также единица местного самоуправления махалля ) Бухары имелась школа для неимущих. Обеспеченные семьи были способны оплатить своим детям домашнее обучение. Начальное образование дети получали с шести лет. Спустя два года они могли быть приняты в медресе. Образование в медресе состояло из трех шагов, каждый по семь лет. Таким образом, обучение в медресе длилось 21 год. Студенты изучали теологические науки, арифметику, юриспруденцию, логику, музыку и поэзию.
Такое образование способствовало развитию и широкому распространению узбекского языка, а также развитию литературы, науки и искусства.
Здесь создавались известные труды по истории и географии (например, Хафт иклим - Семь климатов Амин Ахмеда Рази, уроженца г. Рея в Иране), развивалось искусство каллиграфии и миниатюр, мастерами которой в то время считались Султан Али Машхади, Махмуд ибн Исхак аш-Шахиби, теоретик каллиграфии Дервиш Мухаммед Бухари, Маулян Махмуд Музаххиб, Джелаледдин Юсуф и другие; а так же создавались популярные произведения поэтов и ученых-богословов Мушфики, Низами Муамайа, Мухаммеда Амин Захида.
Известно, что в 1540—50 гг. в Бухаре была построена библиотека, в которой хранилось богатейшая литературная коллекция; библиотекарем — китабдаром в ней работал Мир Абид Хусайни, замечательный каллиграф, хорошо владевший почерком насталик, райхани и др., великолепный миниатюрист и инкрустатор, о чем сообщает Хасан Нисари в своем биографическом сочинении, тазкира, «Музаккир-и ахбаб» («Воспоминание о друзьях»).
Значение культурного центра Бухара сохраняла и в XIX в.: Медресе Бухары пользуются большой известностью во всем Туркестане. Сюда приезжают студенты из Хивы, Коканда, Гиссара, даже Самарканда, из многих татарских областей... В Бухаре насчитывается до 60 медресе, более или менее богато устроенных , — свидетельствует русский посланник П.И. Демезон в своих знаменитых Записках (1834/35 гг.) Командированный в Бухару, он явился туда в 1834 г. под именем татарского муллы Джафара и потому мог свободно изучать Бухару, посещать мечети и медресе, где вел богословские диспуты с местными учеными. Вернулся летом 1835 г.
|