На подходе торговой улицы к главному перекрестку шахристана сложился центральный ансамбль Бухары, формирующий ее неповторимый силуэт — Пои Калян (Пои Калян Комплекс), то есть подножие Великого , подножие великого минарета Калян. Это историческое место. К югу от Арка традиционно, с 713 г., строились, рушились, восстанавливались после пожаров и войн, перемещаясь с места на место, здания главной соборной мечети города. Последнее такое здание, предшествующее существующей мечети Калян, на этом месте было возведено в 1121 г. караханидским правителем Арслан-ханом; она сгорела во время захвата Бухары полчищами Чингиз-хана (по другим сведениям мечеть была одним из немногих сооружений в городе, которые не сгорели, поскольку были сооружены из кирпича). От ансамбля XII в. сохранился величественный минарет, возведенный в 1127 г. перед главным фасадом несохранившейся мечети Арслан-хана.
Доминанта ансамбля — минарет Калян (Минарайи калан) — господствующий над городом гигантский вертикальный столб. Значение его выходило далеко за пределы практического назначения: для возглашения призыва на молитву достаточно было подняться па крышу мечети, как это и делалось в первые века после установления ислама; позже для этого стали использовать башни римских святилищ, колокольни христианских церквей, зороастрийские башни огня и другие вертикальные сооружения, разнообразные типы которых сложились у разных народов мира задолго до ислама. Слово минарет происходит от арабского минора место, где что-то зажжено .
По надписи в бирюзовой майолике под карнизом фонаря минарета Калян установлено, что он был завершен в 1127 г. На половине высоты ствола читается имя Арслан-хана. Обнаружено и имя мастера — Бако, на захоронение которого местные жители указывают среди домов соседнего квартала. Бако возвел характерный для Мавераннахра минарет в виде круглоствольной кирпичной башни, сужающейся кверху: диаметр ее внизу — 9 м, вверху — 6м, высота — 45,6 м. Внутри столба вьется кирпичная винтовая лестница, ведущая на площадку шестнадцатиарочной ротонды — фонаря, опирающегося на выступающие ряды кладки, оформленные в виде пышного сталактитового карниза — шарафа.
|