Крытые базары и бани
На перекрестках главных дорог города Бухары были сооружены сложные купольные здания - токи. Минуя Пои Калян, былая торговая магистраль приводит нас к древнейшему перекрестку главных магистралей средневекового шахристана, куда сходились традиционные четыре базара — чахар сук , вливавшиеся в купольное здание, на которое перешло название перекрестка — Чорсу.
Так-и заргарон торговый купол
На месте древнего Чорсу Бухары в 1569/70 гг., как сообщает летописец XVI в. Хафизи Таныш, был возведен крупнейший из сохранившихся торговых пассажей Бухары — Так-и заргарон (Так-и заргарон торговый купол), купол ювелиров, превосходное в своем роде здание. Это купольный пассаж, т.е. свод над проезжей частью улицы в соединении с группой окружающих галерей для лавок и мастерских. Так-и заргарон (Токи Заргарон) вмещал 36 мастерских и магазинов ювелиров, со всем инвентарем.
Тим Абдулла-хан
Если двигаться от этого купола к югу, то на пути слева можно увидеть одно из замечательных рыночных зданий эпохи шейбанидов аркаду Тим Аблулла-хан (1577) (Тим Абдулла-хан торговый Купол). Главный купол здания поставлен на восьмигранное основание, его окружает галерея, крытая серией малых куполов. Тим освещается небольшими окнами, прорезанными в низком барабане, и световыми фонариками в куполах галерей. Здесь всегда царит полумрак и прохлада.
Так-и Тельпак Фурушон
Так-и Тельпак Фурушон (Тельпак Фурушон торговый купол) можно было купить роскошные головные уборы: золотошвейные и расшитые бисером тюбетейки, меховые шапки, хитроумно свернутые тюрбаны. К зданию под разновеликими углами сходились пять улиц; мастера решили этот сложный градостроительный узел, пропустив дороги между шестью радиально расходящимися пилонами, несущими невысокий сферический купол (диаметр его 14,5 м) на двенадцатигранном световом фонаре. На 12-ти осях строится обходящая зал галерея с нишами, кладовками и складами товаров.
Западный пассаж Так-и Тельпак Фурушон выходит на улицу Мехтар Амбар. Первое здание справа, примыкающее к стене Так-и Тельпак Фурушон – это древний каравансарай Кулета (16 в.). Немного вперед и налево, стоит мечеть Курпа в своей не отреставрированной привлекательности. Почти в конце этой улицы справа находится медресе Мулло Турсунжон.
Так-и саррафон
Купол Так-и саррафон (Так-и Саррафон Торговый Купол) расположен на древнем арыке Шахруд. Сейчас этот арык скрыт в бетонированном канале под асфальтом улицы. Под этим куполом сидели со своими ручными сейфами и шкатулками торговцы деньгами , производившие размен денег и ростовщические операции. Здесь также продавались расшитые золотом тюбетейки, белоснежные чалмы, отороченные мехом куляхи, серьги, подвески, драгоценная сбруя, посуда.
Во время реставрации было обнаружено, что за четыре столетия, прошедшие со дня постройки Токи Саррафон основание оказалось на почти на два метра ниже уровня земли.
Бухарские бани
Рядом с пассажем Так-и Саррафон — восстановленная после археологических раскопок баня Саррафон — непременное слагаемое городского общественного центра. Лечебным и гигиеническим свойствам бани придавалось огромное значение. Даже в Каноне врачебной науки Абу Али ибн Сино отмечает в качестве достоинства хорошей бани солидное строение, умеренную температуру, яркий свет, хороший воздух, просторный предбанник, расписанный красивыми картинами, приятную воду. Вход в баню Саррофон ведет прямо с улицы в относительно просторную раздевальню и место отдыха. Далее начинается серия заглубленных в землю купольных помещений, связанных между собой узкими сводчатыми ходами.
В Бухаре сохранилась еще одна древняя баня, Бозор-и Корд, рядом с куполом Так-и Тельпак Фурушон. Полуподвальные помещения старинных бань втиснулись среди рыночных зданий и едва возвышаются над улицей своими невыразительными низкими куполами. Бухарские бани представляют собой историко-культурный интерес, как типичные памятники гражданского строительства Бухары XVI века.
Бани часто путают со специальными помещениями для ритуальных омовений — они имелись во многих кварталах города и были двух видов: тахоратхона — место для неполных омовений, которые, по шариату, должны предшествовать каждой молитве, и гуслхона — помещения, разделенные на изолированные кабинки, где могли совершаться полные омовения. Последние заключались в окатывании водой всего тела — с головы до ног — и были обязательны после супружеской близости. Такие омовения совершались также и дома, но в гуслхона в холодное время имелась теплая вода, что обеспечивало высокий уровень комфорта изнеженным жителям столицы. В гуслхона все имевшие нужду ими воспользоваться являлись в накинутом на голову халате так как до омовения они считались нечистыми. Содержание помещений для омовения было обязанностью самих прихожан. Топливо для этого либо по очереди доставляла каждая семья, либо все жители квартала участвовали в его покупке. Квартальная община нанимала какого-нибудь бедняка из числа жителей квартала, который обслуживал помещение для омовений и подогревал воду.
|