Минарет в Вабкенте — одно из самых изысканных творений зодчих Узбекистана. Дата начала строительства — 1196/97 г, читается среди куфических надписей в нижнем декоративном ярусе, опоясывающем ствол минарета, здесь же — имя бухарского садра Бурхан ад-Дина Абд-ал Азиза II, выступавшего, видимо, заказчиком строительства, а в верхнем ярусе, уже почерком дивани, написано: построен минарет в месяцы 595 года , то есть он был окончен в 1198/99 г. Минарет имеет характерную для Узбекистана форму: круглоствольная башня, расширенная книзу, с винтовой лестницей, которая ведет на площадку ротонды — фонаря, опирающегося на выступающие ряды кладки, оформленные в виде карниза — шарафа. Возведение таких сооружений требовало от строителей незаурядного мастерства. Необходимо было учитывать многие факторы: силу ветра и сейсмических толчков, свойства грунта и т.п.
Одним из значительных среди сохранившихся в Средней Азии по своим масштабам, конструктивным и художественным достоинствам минаретов был бухарский минарет Калян (1127 г., высота около 47 м), который служил примером для подражания при возведении почти всех последующих минаретов Бухарского оазиса. Минарет в Вабкенте является самым ранним ему подражанием и был сооружен спустя 70 лет при ныне утерянной соборной мечети. По архитектуре он решен почти так же, как и Калян. Однако благодаря более стройным пропорциям ствола (диаметр в основании - 6,2 м, в верхней части - 2,8 м при высоте 40,3 м) вабкентский минарет кажется выше и выглядит изящнее своего бухарского прототипа, хотя он ниже его на 7 м.
Другие достопримечательности
Ханака Касим-шейха
По преданию Косим-шейх жил во времена Абдулла-хана и был похоронен в Кермине (ныне в пределах г. Навои). Однако и в Бухаре имелся городской квартал, где также был мазар (святая могила) Касим-шейха. Бухарцы считали именно этот мазар местом упокоения святого. Около мазара находился колодец, появление которого приписывалось «святому». Поэтому вода из колодца считалась целебной. В Кермине имеется большая мечеть ханака 16 века, которая носит имя Касим-шейха.
Достопримечательности Гиджувана
На пути к Самарканду в райцентре Гиждуван имеются знаменательные памятники архитектуры - медресе Улугбека и мазара Абд-ал Халыка Гиждувани (Абдалхалика Гиждувани). К 22 годам своей жизни, Абдалхалик Гиждувани прослыл в Бухаре как известный богослов. Там, в Бухаре, он встретился со знаменитым на весь Восток шейхом Абу Иа'кубом Юсуфом ал-Хамадани и вскоре стал его учеником. Шейх сразу же обратил внимание на талантливого юношу, ввел Абдалхалика в братство суфиев, посвятив его в звание шейха. В это же время учеником Юсуфа Хамадани также был и знаменитый Ахмад Яссави. После смерти в 1140 году Юсуфа ал-Хамадани его первым наибом (преемником) стал Ахмад Яссави, но вскоре он вернулся в Яссы (Туркестан) и ушел в отшельники. Вторым наибом—преемником Юсуфа Хамадани был Абдалхалик Гиждувани. С этого времени и начинается его активная деятельность как основателя тарики Ходжагон, учение которой заложило основы всемирно известного ордена суфиев «Накшбандия». Абдалхалик аль-Гиждувани скончался в 1220 году. В 1433 г. к западу от могилы Абдалхалика было построено последнее из трех медресе Улугбека.
Рабат-и Малик
Прямо у дороги, в степи Малик еще можно увидеть портал XII в., который вел некогда в Рабат-и Малик, царский рабат ( Рабат - замок, крепость). Рабат был построен в XII в. на древней караванной дороге между Самаркандом и Бухарой. Источником водоснабжения для рабата служила сардоба Малик — гигантская, утопленная в землю кирпичная цистерна, перекрытая ступенчатым куполом. Сардоба заполняется водой из Заравшана по подземному каналу кяризу, имевшему выход на поверхность сетью колодцев. К воде от портала ведет спуск — пандус. |