Суд над книгами выдающегося мусульманского мыслителя Саида Нурси, идущий в Москве, привлекает все больше внимания за рубежом. На днях в одной из крупнейших турецких газет Zaman вышла статья по этому поводу. Представляем ее вашему вниманию.
В небольшой статье в одной из турецких газет недавно было упомянуто судебное разбирательство, начатое в России в отношении сборника «Рисале-и Нур», написанного одним из величайших улемов прошлого столетия Бадиузамманом Саидом Нурси. Статья откровенно повергла меня в замешательство, потому как эта книга представляет собой сборник комментариев к Корану и проповедуемым в нем моральным нормам. Она никоим образом не может призывать к насилию и нетерпимости.
«Рисале-и Нур», который регулярно издается в Турции уже на протяжении 70 лет, пользуется широкой популярностью не только в странах исламского мира, но и на Западе. Согласно мнению известного теолога, профессора Томаса Мишеля, в учении Саида Нурси межрелигиозный диалог представлен в качестве одной из основных заповедей Ислама.
Действительно, трудно даже вообразить, что такая книга могла стать предметом судебного разбирательства на основании обвинений в разжигании межрелигиозной розни и оскорблении чувств верующих. Если это дело и впрямь дошло до суда, то тогда имеет место серьезное недоразумение.
Мудрая международная политика России в последние годы привлекла к ней симпатии мусульман из многих стран мира. Для проведения такой политики у Москвы было несколько причин. Первой и основной из них является желание этой страны заручиться поддержкой миллионов мусульман, проживающих на ее территории и в сопредельных странах.
Так, Россия уже получила статус наблюдателя в Организации Исламская конференция (ОИК). В то время, как вступление России в ОИК укрепит ее позиции на международной арене, этот шаг также будет способствовать предотвращению и прекращению конфликтов во всем мире.
После Холодной войны на мировой политической карте сформировался новый расклад. События же 9/11, ставшие результатом политических махинаций отдельных групп, внесли глубокий раскол между Западом и исламским миром. Почти все западные страны, в особенности Соединенные Штаты, приняли серию «профилактических» мер против различных мусульманских организаций.
И хотя мотивацию для ограничения свобод некоторых последователей Ислама можно было понять, жертвами кампании по борьбе с террором в то же время стали очень многие простые и ни в чем не виновные мусульмане, которые сами выступали против терроризма. В атмосфере страха, в которую США погрузились после нью-йоркских терактов, называвший себя мусульманином человек немедленно начинал вызывать подозрения.
Однако следует понимать, что абсолютное большинство представителей исламского мира осуждает как террористов, так и исламофобские полицейские акции властей западных стран. Огромному количеству мусульман представляется, что к ним применяют двойные стандарты.
После того, как Запад ужесточил свое отношение к мусульманам, страны исламского мира были вынуждены искать другие, более достойные их доверия государства для развития с ними сотрудничества в экономической и образовательной сфере. Именно поэтому в Турции в последнее время наблюдается значительный приток капитала из стран Ближнего Востока.
Россия, как и Турция, также сможет принять значительную часть данного потока. Однако для этого ей придется обеспечить законодательную базу по защите иностранных инвестиций, а также продемонстрировать отсутствие двойных стандартов и дискриминации в отношении мусульман.
Учитывая все вышесказанное, достаточно сложно понять, почему в отношении сборника «Рисале-и Нур», представляющего собой серию пользующихся глубоким уважением в исламском мире комментариев к Корану и читаемого огромным количеством людей без каких-либо преступных намерений, было возбуждено уголовное дело.
Я подозреваю, что все дело в каких-то ошибках и неточностях системы правосудия. Это недоразумение можно будет исправить, если прокурор или судья проконсультируются с муфтием России или представителями университета Аль-Азхар, самого уважаемого исламского учебного заведения в мире. Я уверен, что они получат лишь положительные отзывы об этой книге.
Управление религиозных дел (Диянет) в Турции уже однозначно заявило о том, что в «Рисале-и Нур» не содержится никаких преступных призывов. Исследовательский центр исламской истории, искусства и культуры (ИРСИКА) и ОИК также могут подтвердить тот факт, что сборник призывает читателей исключительно к миру и состраданию. Кроме того, эти уважаемые организации в дальнейшем могут предупредить российские власти о том, что подобный процесс может вызвать значительное замешательство и недоумение в исламском мире.
Однако в самой статье, напечатанной в турецкой газете, содержалась неверная информация. Я думаю, что существуют некоторые злонамеренные и изощренные в своем стремлении подорвать русско-турецкие отношения организации, которые дезинформируют общественность о ходе этого процесса.
В статье указывается, что в деле фигурирует также Фетхулла Гюлен. Всем известно, что г-н Гюлен прекрасно знаком с содержанием «Рисале-и Нур». Однако мне кажется, что было бы несправедливым называть его «нурсистом», поскольку, кроме этого сборника, он прочел огромное количество исламских источников, цитаты из которых он постоянно использует в своих проповедях, выступлениях и книгах.
Помимо того, г-н Гюлен также отлично разбирается в западной философии и литературе. И если газетчики лгут, называя его «нурсистом», то утверждение о том, что с ним связывались из России до начала этого процесса, является просто откровенной ерундой.
Поэтому я еще раз хотел бы подтвердить свои подозрения о том, что в Турции существует некая маргинальная группа, которая желает подорвать русско-турецкие отношения, предоставляющая российской стороне ложную информацию. Однако турецкая общественность способна проявить достаточно мудрости, чтобы определить намерения этих людей и не поддаться на их фальшивки и провокации.
Как русско-турецкие, так и турецко-ближневосточные отношения исключительно важны для всех вовлеченных в них сторон. Однако определенные «группы интересов» явно стремятся их разрушить. Они явно обеспокоены той дружбой, которая складывается между странами и правительствами, и хотят свести ее на нет.
Мы не можем позволить им этого сделать, поскольку Турция и Россия уже упустили в прошлом так много отличных возможностей наладить гармоничные и взаимовыгодные отношения. Российским лидерам, и в особенности Владимиру Путину, так же как и лидерам исламского мира, это прекрасно известно. И сейчас особенно важно, чтобы мы никому не позволили бросить тень на отношения наших стран.
|