Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Полнолуние и соблюдение оруджа

News image

Полнолуние и соблюдение оруджа В последнее время внимание учёных привлекает сл...

Школа ислама

Джалалуддин Руми

News image

Яркими представителями восточной поэзии являются Саади, Омар Хайям, Али-Шир Навои и др. Од...

Салман аль-Фариси

News image

Салман Аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) сподвижник преданный Пророку Мухаммаду (мир ем...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




Золотая Орда и Имамат Шамиля как основа российской государственности
Ислам - сегодня, завтра - Ислам в России

золотая орда и имамат шамиля как основа российской государственности

Ситуацию в исламском сообществе России не назовешь спокойной. С одной стороны, мусульманские организации стараются не отставать от Русской Православной Церкви в попытках оказывать влияние на жизнь общества, а с другой – не утихает соперничество между духовными управлениями страны и ближнего зарубежья. Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин поделился с ответственным редактором «НГ-религий» Андреем Мельниковым своим видением проблем и задач отечественной уммы.

– Равиль-хазрат, на каком этапе, по вашему мнению, находится процесс объединения российских мусульман? Можно ли согласиться с мнением некоторых экспертов, что проект объединения трех ведущих исламских организаций страны – Совета муфтиев России (СМР), Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) и Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) – закончился безрезультатно?

Консолидация мусульманского сообщества, мусульманских духовных центров, о которой много говорят в последнее время, – это прежде всего единение на идеологическом уровне. Этот процесс идет и найдет свое организационное воплощение. Ни одна из централизованных мусульманских структур – СМР, ЦДУМ, КЦМСК – официально не объявляла о приостановке объединительного процесса. Созданная нами рабочая группа ведет согласительную работу. Это сложный процесс, который может растянуться во времени и пойти в несколько этапов. Слишком глубоки оказались проблемы, которые многие годы игнорировались.

Чтобы адекватно и эффективно реагировать на новые вызовы, отечественному мусульманскому сообществу требуются интеграция и модернизация. Это два взаимосвязанных процесса, которые не только определяют будущее ислама в нашей стране, но и в значительной степени оказывают влияние на развитие современного российского государства.

Многовекторная интеграция мусульманского сообщества России напрямую связана с процессами модернизации его институтов, обновления и поиска новых подходов в работе наших духовных и общественных организаций. Сегодня начался очередной этап в развитии ислама в современной истории России. Закончился этап собирания, когда речь в основном шла о восстановлении мечетей и налаживании деятельности общин на местах. Сегодня перед нами задачи, лежащие в плоскости богословия, идеологии, социальной сферы, культуры и науки.

Переход на этот уровень мы и называем модернизацией. Для этого требуется консолидация. Те, кто этого не понимает, те, кто хочет, исходя из своих личных интересов и неспособности к развитию, чтобы мусульмане оставались в прошлом, не только преследуют корыстные интересы, но и наносят ущерб интересам России.

– Кто был инициатором этого проекта, заявленного осенью прошлого года?

Инициатором выступил глава ЦДУМ Талгат Таджутдин. На его призыв откликнулись Совет муфтиев и Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Мы высказали готовность рассматривать все варианты объединения наших структур.

Вообще мусульмане России на протяжении десятилетий стремились обрести утерянное после развала Советского Союза единство. Оттого и мусульманское духовенство на протяжении этих лет также делало все от него зависящее, чтобы преодолеть границы непонимания между официальными мусульманскими духовными лидерами и прийти к единству.

Попытки сдерживать этот процесс лишь играют на руку тем, кто хотел бы, чтобы российские мусульмане не чувствовали себя хозяевами на своей земле; кто хотел бы, чтобы, как в Гражданскую войну или в смутные 90-е, от здания нашей единой Родины откалывались «мусульманские кирпичики», тем самым способствуя разрушению всего нашего общего дома. Они полагают, что «невписанность» мусульманского сообщества в общероссийские процессы, его раздробленность и зацикленность на сугубо внутренних проблемах могут быть благодатной почвой для их провокаций.

– Какой вам видится конфигурация возможного объединения? Как решить вопросы лидерства?

Первой стадией объединения мусульманского сообщества России должно стать единение мусульманских организаций. Причем на первом этапе считаем важным провести такое объединение на региональном уровне в субъектах России, где наблюдается организационная дезинтеграция мусульманских объединений, то есть существует два-три духовных управления мусульман, подчиняющихся либо СМР, либо ЦДУМ. Это объединение можно проводить по образцу объединительного съезда мусульман Татарстана 1998 года.

Помимо прочего, стремление к консолидации и обретению единства поможет решить извечную проблему несбалансированности развития двух ареалов российского ислама – северокавказского и татаро-башкирского. Процесс сближения и консолидации российских мусульман позволит придать мусульманам татаро-башкирского ареала внутренней России больше интернациональности, уйти от внутриклановых противоречий и местечковых амбиций и переключить свой потенциал на решение более масштабных проблем, стоящих перед всем российским обществом, и делать это с большей эффективностью и ответственностью за судьбы всей страны.

Кавказским же мусульманам данные консолидация и объединение позволят придать больше системности, структурной дисциплинированности, укрепят в их среде чувство гражданской ответственности и сопричастности большой общероссийской семье народов, в том числе мусульманских.

– Связаны ли, на ваш взгляд, январские предупреждения прокуратуры и Минюста в отношении Совета муфтиев России с негативным восприятием того, как пошел процесс объединения мусульманских организаций?

Прежде всего официальные бумаги от прокуратуры и Минюста в Совет муфтиев не поступали. Мы об этих предупреждениях прочитали в СМИ. Причем информация была в провокационной подаче и с неуместными комментариями. Складывается впечатление, что кто-то нарочно раздувает технические вопросы государственно-конфессиональных отношений, чтобы погреть на этом руки.

Думаю, трактовки появления этих бумаг, если они вообще существуют, по логике «кому это может быть выгодно» здесь неуместны. Так можно слишком далеко зайти и связать все что угодно с чем угодно. На мой взгляд, приписывать Минюсту и прокуратуре какие-то карательные функции против религиозных организаций – оскорбительно для самих этих ведомств. По Конституции, государство не вмешивается в дела верующих.

– Расскажите, пожалуйста, чем объясняется решение ДУМЕР о назначении муфтиев, которых в СМИ назвали «полномочными представителями» этой организации, в четырех федеральных округах?

Это внутренний вопрос ДУМЕР, который обусловлен необходимостью модернизации, повышения эффективности и координации работы на местах. Такие же должности и подразделения есть и у других мусульманских и немусульманских организаций. Это ответ на запрос верующих с мест, которые хотят иметь постоянный контакт с руководством своего духовного управления. Не более того.

– Многие мусульмане выражают недовольство планами сноса Соборной мечети в Выползовом переулке. Действительно ли решение о сносе принято? Если это так, то чем объясняются эти планы?

Тут получается, как в свое время с Марком Твеном, который пошутил, «что слухи о его смерти оказались сильно преувеличены». Ни о каком сносе речи не идет.

Слухи о сносе родились из неправильного и некорректного прочтения архитектурных решений. Идет речь о капитальной реконструкции с использованием новейших технологий по обеспечению пожаробезопасности, санитарно-технических норм и эвакуационной безопасности прихожан. Историческое здание будет сохранено в комплексе всей Соборной мечети, но его повернут на несколько градусов, так как выяснилось, что оно несколько отклонено от Киблы (направления для намаза).

– Вы высказывали мнение о необходимости формирования «российской исламской гражданской идентичности» и «выработки механизмов интеграции мусульманских активистов в процессы выстраивания российского гражданского общества». Как бы вы описали контуры идентичности российских мусульман и как она соотносится с общегражданской идентичностью?

Не скажу ничего нового, если замечу, что наша страна переживает кризис идентичности. Новая Россия ищет себя и свое место в современном мире. И тут нельзя не учитывать огромнейшую и глубочайшую исламскую составляющую. Пройдитесь по центру Москвы – одни только тюрко-мусульманские названия будет сложно уместить в памяти!

Современная Российская Федерация должна, наконец, полностью легитимизировать и, так сказать, «прописать» свою мусульманскую составляющую. Ведь и Волжская Булгария, и Золотая Орда, и мусульманские образования на Северном Кавказе, заложенные еще сподвижниками Пророка, и даже Имамат Шамиля с исторической точки зрения являются такими же учредителями современной России, как и Киевская Русь, и Московское княжество.

То, что некоторые мусульманские государства воевали с Москвой или Петербургом и вошли в состав России не добровольно, не должно нас смущать. Ведь значительное число русских княжеств воевали между собой и также были завоеваны Москвой. Но сегодня никто не обвиняет новгородцев и тверичей в сепаратизме, когда они хотят поддерживать свое историческое наследие.

Мы, российские мусульмане, видим себя неотъемлемой частью единой российской гражданской нации.

– Как мусульманские активисты могут способствовать выстраиванию гражданского общества? Речь идет о создании мусульманских общественно-политических организаций в России?

Религии у нас отделены от государства, а духовные структуры не могут заниматься политикой. Но верующие же не отделены от общества! Мусульмане составляют огромную часть россиян. Это самое крупное меньшинство нашей страны. Поэтому без его активного участия в гражданском обществе не сформируются ни оно само, ни Россия как сильное, успешное, демократическое, социальное государство.

Поэтому мы наставляем нашу молодежь, наших общественных активистов, что наш джихад, наше созидательное усердие, усилия и самоотдача сегодня должны быть направлены на улучшение образа ислама. Наставляем на формирование современной, образованной, высококультурной российской общины мусульман, способной брать ответственность и приносить пользу окружающим и своей Родине, быть примером нравственности и успеха в решении проблем, которые разъедают нашу страну, – алкоголизм и наркомания, социальная несправедливость, коррупция и криминал, безответственность и недостаток профессиональной квалификации. В конце концов примером для всего общества должна быть наша сплоченность во имя созидания.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить