Говорят, ашуги – это люди, которые поют о том, что видят… Думается, это самый верный, спра-ведливый способ показать правду такой, какая она есть. Наверное, и мы, журналисты, тоже в какой-то мере те самые ашуги, разве что не поем, а пишем.
Пишем о том, что видим, наблюдаем, переживаем, чувствуем, пропускаем сквозь себя… Идешь по улице, смотришь вокруг – и в мыслях рисуется сюжет. С одной стороны, радуюсь буйству жизни вокруг, а с другой – не такими уж и яркими красками порой предстает она перед нами… Но, наверное, истина как раз в том и состоит, что мы должны быть благодарны Всевышнему за напасти так же, как и за щедроты. Делясь с читателями своими размышлениями, думалось, что пищу для них могут дать только так называемые «женские» темы, но, видимо, поторопилась с выводами. По милости Всевышнего наталкиваешься на ситуации, побуждающие взяться за ручку и бумагу. Вот и в последнее время случалось так, что становилась невольной участницей разговоров о религиозном просвещении и о том, что делается в этой сфере. Тема Ислама не может не взволновать, призывая с неистовством вступать в разговор. Хотелось сегодня поделиться и с уважаемыми читателями некоторыми мыслями на эту тему. Слово «просвещение» имеет корень «свет», а значит, просвещать – нести свет в темное. Но и свет может быть разным: ослепляющим, режущим глаза или, наоборот, освещающим путь. В разное время, на разных исторических этапах просвещение имело свою определенную цель. Не будем слишком вдаваться в вопросы истории, пусть достанется это в удел иным лицам. Но подчас просвещение не столько светит, сколько слепит глаза вперед идущих. Это ощущение сродни тому, когда ты идешь по улице, а едущая навстречу тебе машина включает «дальний свет». Вроде и свет, а ничего не видно. Вот и сегодня просвещение имеет свой смысл и свою цель. Как человек, работающий в сфере светского просвещения, осознаю недостаточность взращивания в юных умах материалистических настроений и заполнения ими до краев души и разума обучающихся. А разбавив его религиозным просвещением, станет возможным ключом знаний открыть многие двери. С огромной радостью наблюдаю за широко проводимой сегодня религиозно-просветительской деятельностью. Телевидение и радио, газеты и журналы – отовсюду ярким лучом пробивается сквозь затуманенное мирской суетой сознание слово Истины. Думаю, правильнее будет поговорить обо всем отдельно… Знания или телефон? Когда-то нас называли самой читающей нацией, было время, когда хорошие книги были в дефиците, а на собрания томов сочинений классиков подписывались по почте и люди собирали дома тома библиотеки. Прошли ли те времена безвозвратно? Сегодня читающих людей едва ли можно по пальцам пересчитать. Наверняка, многие наши братья и сестры сталкивались в досужих разговорах, что Ислам – это религия малограмотных людей. Никто и никогда не отрицал значения школьного, да и светского образования вообще. Более того, в Исламе образование выдвигается, пожалуй, на одну из главных ступеней развития человека. Об этом говорит и известный хадис: «Приобретайте знания, даже если для этого придется отправиться в Китай, ведь приобретение знаний – долг каждого мусульманина» (Байхаки). Появление наук в нашей жизни является повелением Всевышнего Творца. А потому математика, грамматика, биология, история, физика, химия, экономика, юриспруденция и прочие важные науки всего лишь еще одно проявление могущества Всевышнего. Не было и нет призыва отменять биологию и прочие предметы и вводить вместо них религиозные дисциплины. Давайте просто отойдем от привычных нашему уму стереотипов и постараемся взглянуть на проблему реформирования образования с другой стороны. Для начала посмотрим, что сегодня представляет собой школа. Беседуя как-то с учительницей одной из городских школ, я поинтересовалась, чем же сегодня живут школьники, каковы их взгляды, принципы, каково их отношение к жизни. Она рассказала мне, что основные критерии жизни для современных школьников – это богатство, дорогой мобильный телефон, модная одежда и машина. На мой вопрос, неужели знания никому не нужны, она в ответ лишь пожимала плечами. Они приходят в школу, чтобы продемонстрировать новый телефон, новый гардероб. Все общение с миром происходит не посредством книжек, а сводится к экрану мобильника, к которому приковано все внимание школьника, зависающего в ICQ. Новые технологии, научно-технический прогресс тоже был дарован нам Всевышним, но лишь как подспорье в благих деяниях, а не для того, чтобы разрушать наши души. Винить детей в этом? Нет. Зададим вопрос их родителям – зачем? Зачем покупать дорогой телефон, дорогую одежду, давать крупные суммы на карманные расходы? Просто показать, что у вас есть деньги? Или чтобы ваш ребенок был не хуже других? Мобильный телефон – лишь средство общения с вашим ребенком! Для этого не нужен телефон, стоящий больше, чем зарплата учителей в 2–3 раза!!! И вы, уважаемые родители, становитесь источником порождения зависти, злобы среди его одноклассников, потому что приобрести дорогую «игрушку» своему чаду может позволить сегодня далеко не каждая семья. Вы приучаете своих детей к исрафу (расточительству). Мы, взрослые, перекладываем ответственность на других, и если вдруг с нашим чадом что-то случается, родители редко задают себе вопрос, а где же находились они, пока их ребенок был в беде. И именно смотря на все это, невольно задаешься вопросом: так почему те же взрослые так воинственно настроены против введения уроков нравственности и религии в школах?! Страх, недоверие? А вы придите сами на эти уроки, посидите рядом, послушайте, а дома обсудите с ребенком услышанное, ведь это невероятно сблизит вас. Да и что плохого в том, что вашим детям будут говорить о нравственности, о вечных непреходящих ценностях, о добре и зле. Разве плохо, если им будут рассказывать об отношении к родителям, к старшим? И думается мне, что начинать нужно с самых низших ступеней и с детского садика, со школьной скамьи прививать своим детям высокие моральные принципы и нравственность. Сегодня «учителями» наших детей становятся зачастую телевизор и глянцевые журналы. А значит, наша задача – пропускать эти источники через фильтры, очищая их от грязи и скверны. Почти на всех телевизионных каналах сегодня выходят религиозные передачи, где гости рассказывают о жизни благороднейшего из людей – Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), об основах шариата, а все желающие могут получить ответы на интересующие вопросы от знающих людей. Также и на многих радиостанциях периодически включают в эфир религиозно-просветительские часы, позволяющие отвлечься хотя бы ненадолго от мирского и поразмышлять… Телевидение и радио – это два мощных канала воздействия на массы. И эффект от этого воздействия различен для каждого сидящего перед экраном ТВ или радиоприемником. Острее это ощущается, когда слушателями становятся так называемые «этнические», «соблюдающие» мусульмане и люди, считающими себя «свободными от условностей». Прошу прощения, если обидела кого-то невольно, но это разделение актуально сегодня как никогда. Наблюдая за жарко разгорающимися спорами по поводу каждого сказанного уважаемыми учеными-богословами и алимами слова, удивительно бывает видеть, что спорить и что-то ожесточенно доказывать начинают люди, которые имеют отношение к Исламу опосредованное только этническими корнями, либо те, кто пытается оправдать свое свободолюбие через отрицание законов шариата. По обыкновению, главными аргументами в подобных спорах выступают кажущаяся «резкость» в осуждениях алимами греховных проступков, их настойчивость в привитии благородных и высоконравственных черт, в воспитании характера и обуздании нафса. Но, взглянув на происходящее сквозь призму многоликости жизни, мы сможем увидеть правильное сочетание всех ее граней. Мы часто называем наш век информационным. Но остается открытым вопрос о качестве поступающей информации, ее правдивости и полезности. Прошу прощения за каламбур, но есть ли свет в этом просвещении?! Возвращаясь к теме религиозных передач на местном ТВ, все же хочу призвать всех соотечественников, вне зависимости от своего отношения к религии, прислушаться к призыву. Люди, посвятившие свою жизнь Исламу и призыву к единобожию, говорят не от себя, они лишь доносят до нас Милость Всевышнего, переданную нам с любимейшим из людей – Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение). Думается, будет правильным в честном и открытом диалоге проводить совместные встречи представителей светской и религиозной власти. Ведь каждый из нас понимает и осознает, что мы живем в светском государстве, но Конституцией страны нам дано право на свободу вероисповедания. Не нужно сво-дить разговор двух людей противоположного толка к обывательскому выяснению, кто прав, кто виноват. Только Всевышний знает правду. Но, призывая людей к хорошему ради Аллаха, трудно навредить. У нас в республике много умных, образованных, мудрых людей, способных вести назидательную и воспитательную работу, к чьему мнению прислушиваются. Так, может, стоит объединить усилия и помочь друг другу в решении накопившихся проблем? Все мы ратуем за счастливую жизнь для себя и своих близких, каждый стремится стать лучше, облагородить свои мысли и поступки. Значит, можно и нужно просвещать и становиться просвещенным; значит, нужно и можно вводить уроки нравственности и основ религии в школах; значит, можно и нужно принимать активное участие в общественной жизни республики, проводить повсеместные собрания, конференции, семинары, а самое главное, наблюдать за тем, как реализуются все принятые резолюции и обращения. Жизнь не ограничивается дверями нашего дома, за ними она только начинается. И каждый из нас тоже часть этого мира, несущий ответственность за происходящее в нем. И в Судный день, представ перед Творцом, сможем ли мы поднять глаза от стыда за то, что просто стояли в стороне, наблюдая, как кто-то медленно опускался на дно?! Найдем ли мы себе оправдание и возможно ли оно в ослушании Всевышнего Аллаха? Неправильно поступает тот, кто грешит, но прав ли тот, кто смотрит и попустительствует, даже не попытавшись его остановить? А если попытались, но он не послушал, скажете вы – это его выбор. Есть хадис: «Вся мудрость в двух строчках: то, что должно произойти с тобой, пусть происходит, ты же удостоверься в том, что сделал то, что должен делать» (Хавваз). Только предприняв все попытки, данные нам Всевышним, мы можем сказать иншааллах – на все воля Аллаха. И, услышав азан, разливающийся в городском небе в предрассветной тиши, не нужно со злостью закрывать окна и жаловаться властям, сетуя, что спать не дают и что, дескать, живем мы в светском государстве. Может, прислушаться к призыву и подумать, а не по мне ли он… Да наставит нас Всевышний на путь истинный и да не даст нам сойти с него! Амин. |