Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Полнолуние и соблюдение оруджа

News image

Полнолуние и соблюдение оруджа В последнее время внимание учёных привлекает сл...

Школа ислама

Муавият (да будет доволен им Аллах)

News image

Некоторые религиозные деятели пишут статьи, обвиняющие сподвижника Посланника Аллаха – Муавията . Хо...

Совместные усилия по исламскому пробужде

News image

Важнейшей проблемой исламского общества является отчуждение мусульман друг от друга ввиду существующих ...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




Всего лишь платок (Правовая оценка запрета на ношение хиджаба)
Время Ислама - Время Ислама

всего лишь платок (правовая оценка запрета на ношение хиджаба)Актуальной темой, разворачиваемой в последнее время некоторыми руководителями общеобразовательных учреждений нашей республики, оказались попытки запрета ношения платка. При этом объяснением принимаемых мер приводится требование светского характера обучения, закрепленного законом.

В то же время, правовая оценка запрета хиджаба требует юридического разрешения ряда вопросов, исключительно нормативная регламентация которых должна служить единственным допустимым основанием, уполномочивающим к осуществлению подобного рода актов.

Отметим, что тут, как и в оценке недвижимости требуются пояснения.

В их числе, прежде всего следующие: во-первых, действительно ли российским законодательством закрепляется светский характер обучения, недопускающий соблюдение религиозной формы одежды в сфере образования? во-вторых, какой смысл вкладывает законодатель в понятие «светского характера образования»? в-третьих, имеет ли право директор общеобразовательного учреждения издавать акты, запрещающие ношение платка либо соблюдение ритуальной формы одежды? в-четвертых, какие существуют правовые меры защиты интересов в сфере вероисповедания и следования религиозным убеждениям, предоставляемые законом обучающимся в общеобразовательных учреждениях, а также гражданам вообще? После Конституции Российской Федерации, нормы которой обладают высшей юридической силой на территории всего государства, центральным правовым актом, регулирующим отношения в сфере свободы совести и вероисповедания является Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон).

Все иные законы и нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать приведенному Федеральному закону, что прямо указывается в его норме ч. 2 ст. 3.

По этой причине, правовое разрешения исследуемой ситуации должно основываться, прежде всего, на 125-ом Федеральном законе.

В соответствии с абз. 5 ч. 2 ст.

4 Федерального закона государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Светский характер образования, согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона, не должен истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона, в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право свободно распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними и, согласно ч. 6 этой же статьи воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, применительно к государственным и муниципальным образовательным учреждениям закрепляемый российским законодательством светский характер обучения не допускает ограничений свободы совести и вероисповедания, в том числе прав распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, что в данном конкретном случае выступает правовой гарантией ношения платка и соблюдения требований хиджаба, как религиозной формы одежды.

Что касается иных, негосударственных и немуниципальных образовательных учреждений, то на них действие приведенной нормы закона не распространяется.

Применительно к исследуемому вопросу «характера обучения» это означает, в первую очередь, возможность создания духовных образовательных учреждений, в рамках образовательных программ начального или среднего профессионального уровня которых допускается реализация федерального образовательного государственного стандарта среднего (полного) общего образования с учетом профиля, получаемого профессионального образования, в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1.

Поскольку профильным в данном случае является религиозное образование, то оно и будет определять характер образования по школьной программе, указанного уровня.

Право духовных образовательных учреждений реализовывать, на основе лицензий, образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов и, в случае получения государственной аккредитации, выдавать в установленном порядке документы государственного образца о соответствующем уровне образования, прямо предусмотрено ч. 2 ст. 19 125-го Федерального закона.

На профессиональном уровне образования, реализуемого на базе основного либо среднего (полного) общего образования, так законодатель определяет школьное образование уровней 9 либо 11 классов, в аналогичном вышеприведенному порядке, в духовных образовательных учреждениях, изначально предполагающих религиозный характер обучения, возможна реализация федеральных государственных образовательных стандартов любой профессиональной направленности и, в случае получения государственной аккредитации, выдача дипломов государственного образца о соответствующем уровне образования.

В приведенных ситуациях, применительно к негосударственным и немуниципальным образовательным учреждениям, таким образом, законодательно регламентируется религиозный характер обучения, позволяющий с соблюдением действующих нормативных предписаний, реализовывать федеральные государственные образовательные стандарты и выдавать дипломы государственного образца о соответствующем уровне образования.

В итоге на обозначенный первый вопрос необходимо констатировать следующий, регламентированный нормами российского федерального законодательства однозначный ответ: устанавливаемый российским законодательством светский характер обучения не может и не должен истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу вероисповедания, и не допускает ограничений в соблюдении религиозной формы одежды в сфере образования.

Понятие светского характера образования непосредственно в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» не определяется, однако его смысловое содержание может быть установлено путем анализа ряда правовых положений, касающихся регулирования государственно-конфессиональных отношений.

Так, в преамбуле названного федерального закона указывается, что он принимается на основе признания Российской Федерации светским государством и уважения христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

В его ч. 1 ст. 4 закрепляется, что Российская Федерация – светское государство, с последующим пояснением термина «светскости»: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Далее, в следующей части этой статьи приводится пояснение конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства, в соответствии с которым государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

В ч. 3 ст. 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» провозглашается общеправовой принцип, не ограничивающий свое действие рамками, содержащего его федерального закона и распространяющийся на все законодательные и нормативные акты, касающиеся регулирования отношений свободы вероисповедания, согласно которому ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания.

Этот же закон в ч. 1, 5 ст. 3, регламентирующей содержание права на свободу совести и вероисповедания, устанавливает, что: – в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними; – никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

Последовательный анализ вышеприведенных нормативных предписаний, определяющих правовой режим регулирования отношений в области свободы совести и вероисповедания, позволяет сформулировать следующие два принципа, определяющих смысловое содержание используемого в законе правового понятия «светского характера обучения»: во-первых, принцип недопустимости обязывания к соблюдению религиозных предписаний и, во-вторых, принцип недопустимости запрещения исповедания религии, следования религиозным убеждениям, участия в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

Таким образом, отвечая на второй, поставленный перед настоящим исследованием вопрос, необходимо констатировать факт вышеприведенного двуаспектного содержательного смысла, вкладываемого законодателем в используемую правовую категорию «светский характер обучения», ни в первом, ни во втором случае не означающую запрета либо ограничения религии.

Несмотря на полную достаточность вышеприведенных нормативных предписаний для однозначного ответа на вопрос о правомерности издания актов, запрещающих ношение платка, либо соблюдение ритуальной формы одежды, законодатель, в целях гарантии установленного им режима правового регулирования отношений свободы вероисповедания, уделяет ему отдельное внимание.

Так, в ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливается, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

И в его ч. 2 ст. 2 буквально закрепляется следующее: «Права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются федеральным законом.

Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (т. е. Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». – М. А.).

В случае противоречия настоящему Федеральному закону (указанному нами. – М. А.) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует настоящий Федеральный закон (указанный нами. – М. А.).

Иными словами, ограничения свободы вероисповедания, в том числе в виде запрещения соблюдения ритуальной форм одежды, допустимы лишь на уровне федерального законодательства, должны соответствовать всем положениям Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и правомерны исключительно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Во всех иных случаях, как буквально о том указано в вышеприведенном федеральном законе, в какой-либо форме.

Приказ или иное решение директора школы, либо любой другой локальный акт, а также любой нормативно-правовой акт, издаваемый органами государственной власти республики, например, в виде закона, постановления правительства, распоряжений министерств, ведомств или должностных лиц не могут содержать нормы, ограничивающие свободу вероисповедания под каким-либо предлогом или условием, поскольку такое правомочие находится исключительно в ведении федерального законодательства, что означает допустимость таких ограничений только на уровне федерального закона, принимаемого Федеральным Собранием Российской Федерации в лице Государственной Думы и Совета Федерации! Директор школы и органы власти республики ни первым, ни вторым из них не являются.

Как бы абсурдно не выглядела бы ситуация при противоправных ограничениях соблюдения религиозных требований к форме одежды, и как бы неадекватно не выглядел бы представитель корпоративной, а в иной раз и административной власти, послуживший поводом ее возникновения, необходимо четко представлять гарантированные государством меры защиты субъективных прав и законных интересов.

Применительно к разбираемой ситуации, первостепенной мерой, позволяющей наименее болезненно восстановить нарушенные права, нам представляется непосредственная беседа с лицом, актом или иным решением которого допущены неправомерные ущемления свободы вероисповедания, либо который представляет орган, издавший соответствующий акт.

В случае, если исключительно юридическая неосведомленность послужила причиной возникшего казуса, то для его устранение достаточно приведение соответствующих норм закона, гарантирующих свободы вероисповедания на всей территории Российской Федерации.

1) в письменной форме обратиться к соответствующему лицу или органу и потребовать устранения соответствующих нарушений, что обязывает к письменному ответу, необходимому для документального доказательства противоправных действий; 2) в письменной форме обратиться в вышестоящий орган, с указанием допущенных нарушений и просьбой принятия предупредительных мер.

В данном случае таким органом может выступать Министерство науки и образования РД, выдающее лицензию на право ведения образовательной деятельности всем общеобразовательным учреждениям, а также учреждениям среднего профессионального и более низкого уровней и контролирующее их работу; соответствующие отделы образования администрации городов и районов, посредством которых назначаются и увольняются руководители общеобразовательных учреждений; 3) в письменной форме обратиться в органы прокуратуры городского или сельского и одновременно республиканского уровня, что гарантирует проведение соответствующих мероприятий по надзору за соблюдением прав граждан в интересуемой сфере свободы вероисповедания; в письменной форме обратиться в органы внутренних дел для принятия адекватных правоохранительных мер в отношении виновных в нарушении свободы вероисповедания лиц; в письменной форме обратиться в суд с требованием восстановления нарушенных прав, возмещения причиненного вреда и публичных извинений соответствующих лиц, допустивших противоправные действия.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить