Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Зачем мы боимся смерти?

News image

Отличительной чертой разумного человека является принятие мер ради страховки будущего. ...

Школа ислама

«Хадис-уль-кудси» Часть 1

News image

Проповеди, собранные из «Хадис-уль-кудси» выдающимся мусульманским ученым, мыслителем и доводом Ислама, Имамом Аб...

Боло-хауз

News image

Напротив Арка расположен комплекс Боло-хауз (Боло-хауз мечеть), XVIII в., с запоминающимся роскошным ра...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Фуд съемка стоимость: food foto master профессиональная съемка radionphoto.com.

Авторизация




Культура Ислама: Арабское письмо
Ислам для всех - Ислам для всех

культура ислама: арабское письмоАрабы дали огромной части мира не только религию, нотакже язык и алфавит. Там, куда приходила мусульманская религия,приходили арабский язык и арабская письменность. Арабский язык стал (ис тех пор остается) государственным и родным языком Северной Африки ивсех арабских стран Ближнего Востока. В тех странах,гд

е устанавливался ислам, арабский язык, становился если негосударственным, то языком религии.

Поскольку Коран написан на арабскомязыке, то Исповедание Веры должно произноситься также по-арабски, иверующий мусульманин пять раз в день должен произносить молитву на томже языке.

По этой причине арабскую речь сегодня можно услышать отМавритании на Атлантическом берегу вдоль Африки и большинства странАзии до дальнего востока - Индонезии и Филиппин.

Даже в Китае(мусульманское население которого составляет 40 миллионов человек) иСреднеазиатских республиках СНГ арабский язык можно услышать припроизнесении Шахады, молитв и декламации Корана.

Многие народы,обращавшиеся в ислам, но не принявшие арабский язык в качествеповседневного, заимствовали арабский алфавит для собственных языков.Таким образом сегодня арабское письмо используется при написаниимногими мусульманскими народами, не имеющими существенныхэтимологических связей с арабским.

Арабский алфавит используется дляписьма в Иране, Афганистане и Пакистане, а также в Турции до переводаэтой системы письма на латинскую графику в 20-м веке.

Он такжеиспользуется в Кашмире, частично на Малайском полуострове и вОст-Индии.

В Африке он получил распространение в Сомали и далее на югвниз по восточному побережью вплоть до Танзании.

Какизвестно, прототипом арабского алфавита явилось письмо набатейскогоязыка - диалекта арамейского, который использовался в Северной Аравии(там, где сейчас расположена Иордания) на протяжении почти тысячи летдо начала исламской эры.

Очевидно, что древнесирийский также оказалвлияние на его развитие.

Наиболее ранний образец письма, язык которойможно идентифицировать как арабский, является надпись из Синая,датирующаяся 300 г.

н.э.

Другое семитское письмо, использовавшеесяприблизительно в то же время и найденное в Южной Аравии, сталопрототипом алфавита амхарского - официального языка Эфиопии.

Арабскийалфавит состоит из 28 букв (дополнительные буквы также прибавляются вязыках Ирана и Пакистана, использующих арабское письмо), каждая изкоторых может иметь до четырех отличающихся друг от друга графическихформ.

Все эти буквы являются только согласными и, в отличие отлатинского алфавита, использующегося в английском и большинствеевропейских языков, строки записываются справа налево.

Ещеодним существенным отличием является то, что арабское письмозначительно более широко использовалось в декоративном искусстве и вхудожественном творчестве.

Нельзя сказать, что латинский алфавит идругие - например, китайский и японский - не являются в той же мередекоративными и не используются в изобразительном искусстве.

Тем неменее, с момента изобретения печатной формы письма каллиграфия(означающая буквально прекрасное письмо ) стала использоваться ванглийском и других европейских языках лишь в специальных документах идля особых случаев, - таким образом ее статус постепенно свелся котносительно второстепенному искусству.

С другойстороны, в странах, использующих арабский алфавит, каллиграфияпродолжает применяться не только в специальных документах, но и вомногих других художественных целях.

Одна из причин этого явления - рукописная природа арабского письма.

Эта и другие его особенностисделали сложной его адаптацию к печатным формам и задержали введениепечатных машин еще на несколько столетий после времени Гутенберга, втечение которых арабский мир продолжал полагаться при создании книг(особенно Корана), правовых и других документов на рукописные формыписьма.

Главными направлениями в развитии арабского письма быликаллиграфия и художественные формы ручного письма, тогда как на Западе - печатание, в том числе развитие орнаментальных типов шрифтов.

Другойи, по-видимому, самой важной причиной развития художественнойкаллиграфии были религиозные основания.

Коран нигде не запрещаетизображения людей и животных на рисунках или картинах, однако сраспространением ислама в первые годы были унаследованы и укоренившиесяк тому времени на Ближнем Востоке предрассудки против изобразительноготворчества.

К тому же первые мусульмане были склонны к порицанию нетолько изображений, но в некоторых случаях искусства вообще, посколькусчитали, что оно отклоняет общину от поклонения Богу и враждебно поотношению к религии единобожия, которую проповедовал Мухаммад.

Всечетыре школы исламского права запретили создание образов, объявив, чтохудожник, создающий изображения фигур, будет проклят в Судный День.Таким образом, было востребовано декоративное и орнаментальноеискусство.

Мусульманские художники, которым было запрещено изображатьфигуры людей и животных, в большинстве случаев обращались либо кискусству, ставшему известным с тех времен под именем арабесок (композиции, в основе которых были положены строгие геометрическиеформы или рисунки листьев и цветов) или очень часто к каллиграфии.Арабская каллиграфия стала, таким образом, применяться не только присоздании копий Корана (первая и на протяжении многих столетий важнейшаяцель применения), но также и во многих других художественных целях - нафарфоре и металлоизделиях, коврах и других тканях, монетах и вархитектурном орнаменте (главным образом, в мечетях и на могилах, нотакже, особенно в поздние времена, и на любых других зданиях ипостройках).

Вначале исламской эры два вида шрифтов находились в применении - оба онипроизошли от различных форм набатейского алфавита.

Первый был строгимгеометрическим шрифтом прямоугольной формы и назывался куфическим (отимени города Куфа в Ираке, однако употреблялся до основания этогогорода).

Он использовался при создании первых написанных от руки копийКорана и для украшения архитектурных сооружений в самые первые годыИсламской империи.

Другой стиль - насх - имел более округлые курсивныеформы и применялся при написании писем, деловых документов и везде, гдетребовалась больше скорость написания, чем утонченность и изяществоформы.

К 12-му столетию куфический стиль в качестве рабочего шрифтавышел из употребления всюду, за исключением Северной Африки, где онразвился в магрибский стиль письма, который используется там и внынешнее время.

Насх, округлый шрифт, продолжает применяться - именноиз него развилось большинство более поздних стилей арабской каллиграфии.

Расцветкаллиграфии пришелся на эпоху Омейядов в Дамаске.

В течение этоговремени переписчики начали создавать модификации первоначально плотногои тяжеловесного куфического шрифта, используемые сегодня в декоративныхцелях, а также разрабатывать новые шрифты, происходящие от болеекурсивного насха.

Тем не менее, именно во времена Аббасидов былапредприняты первые усилия по систематизации искусства каллиграфии.

Впервой половине 10-го столетия визирь Аббасидов Ибн Мукла завершилразработку куфического стиля, определив некоторые правила, формы ипропорции, которым с тех пор следовали каллиграфы и первый разработалставшую впоследствии традиционной классификацию арабского письма нашесть стилей: насх (от которого произошло большинство современныхшрифтов), сульс (более курсивная разновидность насха), райхани (богатоукрашенный орнаментальный вариант сульса), мухаккак (жирный шрифт сширокими диагональными росчерками (цветениями), тауки(сконцентрировавший в себе многообразие сульса, в котором все буквыиногда соединяются друг с другом) и рукаи (как правило, используемыйныне для обычного ручного письма в большинстве арабских стран).

Из этихшести стилей, а также из куфического в более поздние времена каллиграфыне только арабского мира, но Ирана, Турции и в остальных областяхисламского мира детально разрабатывали и развивали другие шрифты.

В Иране, например,пришли к использованию особенно элегантного и изящного шрифта,названного таалик, в котором горизонтальные штрихи (черты) букввытянуты, а написание на странице обычно осуществляется подопределенным углом.

От таалика в свою очередь произошел другой шрифт,названный насталик, который сочетает арабский насх и персидский тааликв восхитительно легкий и отчетливый шрифт.

Тем неменее, именно в Оттоманской Турции каллиграфия достигла вершины своегоразвития.

Оттоманские каллиграфы были столь знамениты, что популярнаяпоговорка тех времен гласила: Коран был открыт в Мекке, прочтен вЕгипте и написан в Стамбуле .

Оттоманские каллиграфы довольствовалисьне только улучшением и развитием шрифтов, унаследованных от арабов иперсов, они также добавили значительное число новых стилей в репертуаркаллиграфа.

Значительнымдостижением оттоманских каллиграфов была разработка шрифта дивани,названного так от слова диван (означающего государственный совет),поскольку на первых порах он использовался главным образом вдокументах, издаваемых Оттоманским Государственным Советом.

Это ввысшей мере изящный декоративный шрифт, со значительными диагональнымизавитками, тем не менее, более легкий для чтения, нежели другие стили.После своего развития в Турции, он распространился в арабских странах иприменяется сейчас в официальных документах и для украшенияархитектурных сооружений.

Подобными примерами этихболее или менее стандартных типов шрифтов многообразие стилей арабскойкаллиграфии ни в коем случае не исчерпывается.

Обладая богатымвоображением, исламские каллиграфы были в высшей мере изобретательны ибесконечно экспериментировали.

Еще одним значительным вкладом турковбыла тугра - искусное художественное изображение имен Оттоманскихсултанов, изначально применявшееся для заверения императорских указов.Позднее тугра стала использоваться правителями как Турции, так иарабских стран в качестве королевской эмблемы на монетах и печати - там, где европейскими правительствами использовались герб и королевскаямонограмма.

Ещеодной необычной разновидностью каллиграфии, редко используемой в нашидни, является стиль мусанна (арабское слово, означающее двойной ).

Онне является типом шрифта как такового, а состоит из текста,выполненного одним из стандартных шрифтов, например, насхом, в форме,где одна половина является зеркальным отражением другой.

Еще болееизобретательной была разновидность арабского письма, которую можноназвать изобразительной каллиграфией: в ней текст (обычно исповеданиеверы, стих из Корана, изречение и выражение, имеющие религиозноезначение) расписан в форме птицы, животного, дерева, лодки или другогопредмета.

Коранический стих куфическим шрифтом, к примеру, мог бытьрасписан так, чтобы при этом создавалась картина мечети или минаретов.

Внаши дни искусство каллиграфии живет полновесной жизнью в арабском миреи везде, где в основе письменности лежит арабский алфавит.

Список целейего повседневного использования почти бесконечен: работу искусныхкаллиграфов можно увидеть на монетах и бумажных деньгах, настенныхафишах и рекламных плакатах.

Обложки и титульные страницы каждой книги,основные заголовки газет и журналов написаны от руки.

Каллиграфия - искусство прекрасного письма - не только высоко ценится какорнаментальное и декоративное искусство: цели его практическогоприменения в арабском мире также чрезвычайно обширны.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить