Ученику обязуется поручить учителю (муалиму) выбрать вид изучаемого ильма, так как муалим имеет огромный опыт в этом деле, и знает, что ученику по силам. Бурханудин (да будет доволен им Аллах) сказал: «В старые времена ученик поручал свои дела учителю и достигал своей цели, а сейчас
они сами выбирают и не достигают желанного успеха в ильме (в знаниях)». Не подобает ученику проявлять высокомерие, гордыню и командовать учителем, а напротив отдать свою волю целиком в его распоряжение. Также ему следует отдалиться от родины и уменьшать связь с ней, чтобы сердце было свободно для изучения ильма, как и говорится в священном Коране: (сура «Аль-Ахзаб», аят 4). Поэтому и говорят, что ильм не дается, пока ты не отдашься ему полностью. Не подобает ученику сидеть слишком близко к учителю без острой необходимости, желательно соблюдать дистанцию. Изучать ильм следует с намерением достичь довольства Всевышнего, получать счастье ахирата, избавить себя и окружающих от невежества, оживить религию, сохранить Ислам, проявить благодарность Аллаху за дарованные разум и здоровье. А Ислам сохраняется благодаря ильму. Ильм не изучают с намерением привлечь внимание к себе, приобрести мирские блага, получить высокое место от правителя и.т.д. «Кто приобрел ильм ради ахирата, овладеет милостью Всевышнего, О, какой убыток изучающему ильм ради получения почёта среди людей». Если он ищет авторитет, чтоб повелевать добрым и предостеречь от запретного, установить истину, повысить престиж ильма и оживить Ислам - в этом случае это приемлемо, но не ради корыстных целей. Алиму (ученому) и мутаалиму (изучающему знания) подобает одеваться нарядно, культурно, носить красивый головной убор, чтоб выделяться среди невежд (джахил). Абу-Ханифа (да будет доволен им Аллах), обращаясь к алимам, сказал: . Тот, кто обвиняет внешний вид алимов нашего времени, который они приобрели ради истины, чтобы поднять уровень ильма и оживить религию, может впасть в куфр. А кто критикует их вид, который обретён ради показухи и в угоду моде, то в этом нет никакого греха. Приобретать ильм можно даже против желания своих родителей. В книге «Манба уль-адаб» говорится: «Обязательно изучать те знания, отсутствие которых может привести к гибели и заблуждению. Нельзя отказываться от них, даже если запретит отец. Будто они связанные с ильмом в области вероубеждения такие как, познание Всевышнего, Его атрибутов, что обязательно Ему, что невозможно по отношении Его и что допустимо приписать Ему. Так же, как то, что Мухаммад (мир ему и благословение) - раб и посланник Его, верный в своих поступках и словах. Так и ильм, связанный с захиром (явная наука) – очищение (вуду и гусль, (малое и полное омовение), намаз, пост, и другое. И ильм – батин - как делать правильно намерение, искренность, упование, терпение, благодарность и другое. Также изучить виды явных грехов: такие как смотреть на чужую женщину, хулить, все грехи языка, пить спиртное, прелюбодейство, использовать имущество, заработанное на хараме, дача денег под проценты и.т.д. И грехи связанные с батином (совершаемые скрытно): зависть, показуха и плохое суждение о другом человеке и другое… Изучать все эти моменты ильма является индивидуальной обязанностью каждому совершеннолетнему зрелому человеку, если даже это не разрешают родители. Ученик должен опередить в изучении более важные науки, такие как изучение грамматики. Не зная грамматику, невозможно достичь многого в ильме. «Мой отец покинул этот мир, оставив мне 60 000 дирхамов (дирхам - серебряная монета). 30 000 из них я израсходовал на изучение фикха (исламская юриспруденция), а остальное на изучение грамматики и этики. И лучше было бы, если бы то, что потратил на фикх, я потратил бы на этику и грамматику!». Христиане впали в неверие из-за того, что изменили одну букву в книге Божией. В «Инжиле» (Евангелие) написано: «Я Аллах, сделавший рождение Исы от незамужней Марьям». Таков смысл этих слов, если читать удвоенной букву «лам» в слове «валладту». Они же прочитали без удвоения и впали в куфр, так как если читать так, то получается: «Я Аллах, который родил Ису». «Грамматика – красота для юноши, уважают его за это везде». «Тому, кто не знает грамматику, подобает промолчать». С каждого области ильма он возьмет самое лучшее и наставляющее на правильный путь, как - фикх, знание хадисов, толкование Корана – из шариатских наук. А из арабских наук он изучит морфологию, грамматику, логику и других. Имам аш-Шафии сказал: «Ильм - это область непреодолимой глубины. Вы берите из каждого ильма самое лучшее и полезнее». Из каждой отрасли ильма следует взять по мере необходимости, так как соблюдение изощрённости - очень важный аспект в изучении. Поэтому и говорят, что тот, кто ищет познание Аллаха, изучая только ильм уль-калам (наука единобожия), станет лицемером. А тот, кто ищет, ограничившись в отрешении от мирского и не приобретши ильм, последует за нововведением. А тот, кто занят поиском познания Аллаха, изучив только лишь фикх, станет нечестивцем. А кто проявит изощрённость, тот спасётся от всего этого. Мутаалим всегда должен иметь при себе ручку и то, на чём можно писать - блокнот или записную книжку, чтобы не теряя времени, запечатлевать всё хорошее, что он услышит. И поэтому говорят, что то, что выучил, убегает (можно забыть), а что записано, сохраняется. Ещё говорят, что лучший ильм - то, что мы получаем из уст людей (алимов), так как они запоминают самое лучшее из того, что услышали и говорят лучшее из того, что запомнили. Ученику не свойственно бросать учебу и ильм, ссылаясь на то, что это не оказывает должного влияния на него. Человек, приобретая ильм, получает пользу, и когда ни будь будет следовать за знанием и не оставит его. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «То, что невозможно совершать полностью, не оставляют целиком». В другом хадисе говорится: «Того, кто следует тому, что знает, Аллах наделяет тем, что не знал». Соблюдение этикета, когда задаёшь вопрос Вопрос ученик должен задавать вежливо, с адабом, так как уметь красиво задать вопрос есть обретение половины ильма. Вопрос – ключ к сокровищнице ильма, а сердца алимов - клад ильма. Открыть их возможно, только задав им вопрос. Приобретенный ильм в детстве как узор, высеченный на камне Ученик обязан обучаться с детства до совершеннолетия или после него. В хадисе говорится: «Пример обучающегося в детстве подобен узору на камне». Ещё говорят: «Изученное в детстве подобно узору на камне, а приобретённое в старости подобно узору на песке. Обучающийся в зрелости подобен пишущему по льду, так как это не остаётся дольше кроме того, кого наставил Аллах, так как нет запрета Его воли». Обучаться следует от любого, независимо он старше него или младше, богат чем он, или беден чем он. Не гордясь приобрести ильм от того, кто ниже уровнем его в социальном или этническом плане. Ильм - это защита от невежества. Тот, кто ищет убежище спасение, не придаёт значения тому, кто его наставляет на спасение - почтенный или нищий, ведь его цель одна - спастись. Кто усердствует, тот преуспеет Ученик должен усердно заниматься, изучая ильм. В священном Коране говорится: «Тех, кто будет проявлять усердие в нашей религии, Я направлю на верный путь» (сура «Анкабут», аят 69). «Тот, кто ищет и усердствует в поиске, найдёт, а кто постучится в дверь и попросит, тот войдет (т.е. дойдёт до своей цели)». Ещё говорят, что по мере твоего усердия дойдешь и до своей цели, так как ильм – клад, который невозможно приобрести, не вложив труда. Тот, кто не проявит один час терпения при трудном изучении ильма, тот останется во мраке невежества навечно. Для получения ильма необходим труд троих: учителя, ученика и отца его. При отсутствии хотя бы одного из них не достичь должного результата. Ученик должен заниматься и повторять в начале ночи и в её конце. Так как промежуток между вечерним и ночным намазами, и предрассветное время - благословенны. Очень прекрасно сказано в стихе: О, ищущий знания, соблюдай смиренность, Отдались от сна и насыщения, Займись уроком своим, не отвлекаясь, Ильм зависит, от уроков и увеличивается им. Мутаалим должен вкладывать все усилия в приобретение ильма. Так человек может летать благодаря своему усердию, как летит птица с помощью крыльев. Благодаря решительности достигаются цели. Мутаалим должен быть богобоязненным, так как ильм невозможно получить без этого качества. Ильм, полученный в нечестии и грехе, не принесёт пользы его носителю и не очистит от мрака невежества. Он должен следовать тому, что говорит ему ильм. Истинно ищущий знания - тот, у кого богобоязненность растёт по мере увеличения ильма, чтобы таким образом быть в числе спасённых в обоих мирах. Мутаалим должен быть благодарным за то, что он получил ильм. Имам Абу Ханифа сказал: «Я получил ильм благодаря большим усилиям и проявлению благодарности. А когда получил ильм и проникся им, сказал: «хвала Аллаху!», ибо увеличились мои знания». Не надейся на свой нафс и ум, а надейся на милость и помощь Аллаха. В священном Коране говорится: «Кто уповает на Аллаха, тому Его достаточно» (сура «Ат-Талак», аят 3). Он наставит его на истинный путь. «Того, кто не проявит набожность во время приобретения ильма, Аллах подвергнет одной из трёх бед: умертвит в молодости (сократит жизнь), попадёт в маленькое отдалённое село и будет жить среди нищих, попадёт в услужение царю или любому правителю. Если мутаалим будет благочестивым и набожным, то его ильм будет полезным, легче будет изучать его и пользы будет больше.
|