Медресе Абд ал-Азиз-хана (1652) (Абдуллазиз-хана Медресе) составляет архитектурный ансамбль с Медресе Улугбека. Однако архитектурный декор этого здания несравненно более богатый по сравнению с декором Медресе Улугбека. Высокий портал медресе украшен богатым узором с использование флористической графики. В оформлении внутреннего двора и комнат использовался широкий набор приемов декоративного оформления, характерных для того времени: в том числе: резная и обливная керамика, кирпичная мозаика, резьба по мрамору, фрески из ганча и золочение.
По преданию, Абд ал-Азиз-хан из династии Аштарханидов (1645-1680) был учеником (мюридом) Халифа Худойдода (см), состоя одновременно и мюридом другого бухарского ишана - Мавлоно Шарифа (XVII в.) Оба ишана долго боролись за хана, который колебался, кому из них отдать предпочтение. Этим объясняется место положения Медресе Абд ал-Азиз-хана, которое хотя и относится к историческому кварталу Азизон, но все же построено на самой границе квартала Мавлоно Шариф с севера. Могила Мавлоно Шарифа — главная святыня квартала — находилась внутри мавзолея, выстроенного неподалеку, рядом с мечетью-ханака. Мавзолей сохранился. У Абд ал-Азиз хана были серьезные проблемы со здоровьем. К старости его тело было почти парализовано. Этим и объясняется тот факт, что хан столь сильно нуждался в сверхъестественном покровительстве.
Медресе Абд ал-Азиз-хана стало последним монументальным сооружением такого масштаба в столице Бухарского ханства. Период заката Бухары последовал после смерти Абд ал-Азиз-хана. Никогда более Бухара не была достаточно богата и устойчива, чтобы осуществлять строительство таких роскошных сооружений как Медресе Абд ал-Азиз-хана. Например, Медресе Турсунджон (1796-97), построенное в конце относительно стабильного периода (1758-1800) правления эмиров Даниял-бия и его сына Шахмурада, выглядит очень аскетично без внешнего художественного оформления.
Выбор средств художественного оформления отражает тенденцию ослабления давления религиозных запретов со стороны формального Ислама. В этом Медресе Абд ал-Азиз-хана следует таким видными своими предшественникам как Медресе Шер-Дор в Самарканде и Медресе Надир-Диван-Беги в Бухаре. Вместо скромного геометрического орнамента здесь использовались более сложные мифические элементы типа изображения китайского дракона и птицы Семург. В цветной гамме изразцов использованы желтые цвета.
|