Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Зачем мы боимся смерти?

News image

Отличительной чертой разумного человека является принятие мер ради страховки будущего. ...

Школа ислама

История двух пророков. Отец и сын Якуб (

News image

Якуб (мир ему) (Иаков) — сын Исхака (мир ему) и внук Ибрахима (м...

«Искусство дворца и мечети» в лондонском

News image

Музей Виктории и Альберта в Лондоне обладает одной из интереснейших в мире и ...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




Медресе Мулло Турсунжон
Ислам для всех - Исламские святыни

медресе мулло турсунжон

Западный проход Так-и Тельпак Фурушон выходит на улицу Мехтар Амбар. В конце этой улицы, справа находится медресе Мулло Турсунжон. Большое двухэтажное медресе Турсунжон по своему значению стояло в Бухаре на четвертом месте. Здесь проводили занятия старшие муфтии (Муфтихойи калон).

Бухара - центр просвещения на Востоке

В Бухаре в различное время жили и трудились многие выдающиеся деятели науки и культуры, формировавшие культурную среду и содействовавшие распространению просвещения. В их числе: энциклопедист и врач Абу Али ибн Сино (980—1037), крупнейшие историки Балъами и Наршахи (X в.), ал-Утби (XI в.), Абу Абдаллах Мухаммад ибн Ахмад ал-Бухари (умер в 1021 г.), поэт Исматаллах Бухари (1365— 1426), литературовед Карри Рахматаллах Бухари (умер в 1893 г.), каллиграф Мирза Абд ал-Азиз Бухари (конец XVIII—начало XIX вв.),  врач - Маулана Абд ал-Хаким (XVI в).

В тридцатые годы 16 столетия Бухара стала столицей Бухарского ханства, во главе которого стояла династия Шейбанидов. Период, когда эта династия стояла у власти, длился около ста лет с начала шестнадцатого столетия. За это время Шейбанидами было проведено множество реформ. В частности, они приняли серьезные меры по усовершенствованию системы народного образования. Теперь в каждом жилом квартале (жилой район, а также единица местного самоуправления махалля ) Бухары имелась школа для неимущих. Обеспеченные семьи были способны оплатить своим детям домашнее обучение. Начальное образование дети получали с шести лет. Спустя два года они могли быть приняты в медресе. Образование в медресе состояло из трех шагов, каждый по семь лет. Таким образом, обучение в медресе длилось 21 год. Студенты изучали теологические науки, арифметику, юриспруденцию, логику, музыку и поэзию.

Такое образование способствовало развитию и широкому распространению узбекского языка, а также развитию литературы, науки и искусства.

Здесь создавались известные труды по истории и географии (например, Хафт иклим - Семь климатов Амин Ахмеда Рази, уроженца г. Рея в Иране), развивалось искусство каллиграфии и миниатюр, мастерами которой в то время считались Султан Али Машхади, Махмуд ибн Исхак аш-Шахиби, теоретик каллиграфии Дервиш Мухаммед Бухари, Маулян Махмуд Музаххиб, Джелаледдин Юсуф и другие; а так же создавались популярные произведения поэтов и ученых-богословов Мушфики, Низами Муамайа, Мухаммеда Амин Захида.

Известно, что в 1540—50 гг. в Бухаре была построена библиотека, в которой хранилось богатейшая литературная коллекция; библиотекарем — китабдаром в ней работал Мир Абид Хусайни, замечательный каллиграф, хорошо владевший почерком насталик, райхани и др., великолепный миниатюрист и инкрустатор, о чем сообщает  Хасан Нисари в своем биографическом сочинении, тазкира, «Музаккир-и ахбаб» («Воспоминание о друзьях»).

Значение культурного центра Бухара сохраняла и в XIX в.: Медресе Бухары пользуются большой известностью во всем Туркестане. Сюда приезжают студенты из Хивы, Коканда, Гиссара, даже Самарканда, из многих татарских областей... В Бухаре насчитывается до 60 медресе, более или менее богато устроенных , — свидетельствует русский посланник П.И. Демезон в своих знаменитых Записках (1834/35 гг.) Командированный в Бухару, он явился туда в 1834 г. под именем татарского муллы Джафара и потому мог свободно изучать Бухару, посещать мечети и медресе, где вел богословские диспуты с местными учеными. Вернулся летом 1835.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить