Средневековая Бухара — феномен искусства зодчих. XVI—XVII вв, особенно начало XVI в., были неспокойным временем неустойчивой власти первых ханов династии Шайбанидов и переноса столицы попеременно из Самарканда в Бухару. Но и тогда создавались оригинальные произведения, свидетельствующие, что не оскудел и не угас творческий дух строителей. В городе было построено медресе Мир-и Араб (Мири Араб медресе) и мечеть Калян, что закончило формирование центрального ансамбля Пои Калян (Пай-и калан или Пои Калян комплекс), возведены изумительные квартальные мечети Ходжа Зайн ад-Дин и Балянд (Балянд Мечеть) положено начало загородному ансамблю Баха ад-Дин (Баха ад-Дин Ансамбль).
Мастера Бухарской школы зодчества XV—XVII в.в. применяли в строительных конструкциях и декоре недорогие и нетрудоемкие, но эффектные и эффективные приемы. Например, перекрытия на пересекающихся арках, двухцветный ганчевый декор «кырма» и «часпак». В XVII в. в майоликовом декоре использовали красочные, порою монументальные зооморфные изображения с древними домусульманскими сюжетами, где преобладал рисунок летящих к солнцу птиц и птицезмей. Особенно ярко выделяются черты Бухарской школы в постройках медресе, минаретов, сардоб и мемориальных построек — хазира. Бухарская школа, став ведущей в Средней Азии в XV—XVII вв., оказала значительное влияние на архитектуру государств региона.
Ходжа-Зайнутдин Комплекс
Среди домов одноименного квартала, скрыта одна из жемчужин Бухары — комплекс Ходжи Зайнутдина (Ходжа-Зайнутдин Комплекс) первой половины XVI в., построенный на берегу одного из самых старых хаузов Бухары. Стенки этого бассейна были облицованы мрамором. В юго-восточном углу, у ступенчатого схода к воде был устроен мраморный резной водослив в виде раскрытой пасти дракона - аджарх, оправленный в орнамент и эпиграфику.
.
Тип культовых сооружений, к которому относится мечеть Ходжа Зайн ад-Дин называют мечеть-ханака. Для мечетей-ханака характерным является наличие центрального зала с куполом, который использовался суфиями в своих религиозных церемониях с использованием камерного пения в сопровождении музыкальных инструментов. Слияние мечети и ханаки, фактически символизировавшее слияние классического ислама и суфизма, широко наблюдается в позднесредневековый период. Комплексы мечетей-ханака, часто, имели несколько помещений, что позволяло совместить в них различные функции (собственно мечети, ханаки, частично - медресе, мазара и др.).
Одной из достопримечательностей комплекса является почитаемая могила (мазар), именовавшаяся Ходжа Турк (ныне спорно мазар Ходжи Зайн ад-Дина), которая находится в одной из наружных ниш мечети и имеет вид надгробия, над которым возвышались два шеста (туг). Оформление этого надгробия дает возможность составить представление о канонической традиции Корана, согласно которой, даже правителей хоронили не в роскошных мавзолеях, а скромно под открытым небом, в дворике хазира с кирпичной стеной и портальным входом. Внутри него устраивали захоронение в сагане — саркофаге арочной формы, либо в дахме — прямоугольной платформе для захоронений, облицованной камнем. Мавзолеи преимущественно возводились при Темуридах. Строительство мавзолеев было запрещено при Шейбанидах и вновь они стали строиться лишь с рубежа XVII—XVIII в.в.
|