Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Зачем мы боимся смерти?

News image

Отличительной чертой разумного человека является принятие мер ради страховки будущего. ...

Школа ислама

Медресе Мир-и Араб (1535-1536)

News image

Строительство медресе Мир-и Араб (Мири Араб медресе) приписывается шейху Абдаллаху Йамани (из Йе...

Балянд Мечеть

News image

Средневековая Бухара — феномен искусства зодчих. XVI—XVII вв, особенно начало XVI в., бы...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




Другие религии, Эстетика и религия
Ислам - сегодня, завтра - Ислам

другие религии, эстетика и религияЭстетика и религия Религия, философия и искусство наиболее удалены от экономической жизни общества, и это придает им особые черты в процессе реального функционирования, их взаимодействия и взаимопонимания. Причем взаимодеисвие это рассматривается на уровне развитых форм художественного и религиозного созна

ния т.е.

в аспекте философско – эстетического теоретического анализа.

Система искусств в структуре мировых религий и проблема художественно – религиозной целостности.

Плеханов писал: «Религию можно определить как более или менее стройную систему представлений, настроений и действий.

Представления образуют мифологический элемент религии; настроение отношения и области религиозного чувства, а действия к области религиозного поклонения или культа».

В процессе деятельного исторического развития и взаимодействия искусства и религии в каждой мировой религии возникла определенная, функционирующая в структуре той или иной религии система искусств.

Однако в каждой религии доминирует один из уровней, что создает неповторимую и специфическую атмосферу духовной, вообще религиозно – эстетической жизни в особенности.

Именно эта доминанта определяет оригинальность и своеобразие художественных и религиозных явлений, возникающих в процессе этого взаимодействия.

В процессе взаимодействия возникают синтезирующие искусства, которые определяют общие принципы организации данной системы искусств.

Хотя этот процесс складывался стихийно, были попытки практически организовать искусство вокруг церкви.

Так, в XIII в н.э.

Иоанн Дамаскин реформировал систему осмогласия, что в каком - то смысле способствовало в дальнейшем созданию системы церковного пения.

Совершенствуя в вековой практике формы религиозной жизни и в особенности богослужение, церковь всегда следила за теми, чтобы они были связаны со священным словом.

Этот принцип доминирующего значения слова разработан теоретически еще раннехристианскими богословами.

В силу такой образности слова текст священных писаний Корана, Библии, Вед и др.- поддается эффективной художественной интерпретации, переложению на язык поэтического или музыкального образа.

Именно это дает основание, например, Н.Ю.

Крачковскому, сделать вывод о том, что «Коран – первый памятник прозы… сравнения, повести…» Относительно христианства, на что указывал Е.М.Браудо, писавший о том, что «еще в VI веке было установлено чтение Евангелия в церкви и страстей господних.

Способ исполнения был обычный грегорианский лекционный глас, речи же Христа исполнялись в евангельском тоне.… Начиная с XII века, Евангелие стало изображаться в «лицах», хотя и без намека на какую – либо самостоятельную драматическую форму».

Театрализованные представления широко использовались при обрядах, совершаемых вне стен церкви, и в религиозных праздниках.

Торжественные выходы патриарха или митрополита в православной церкви, сопровождались колокольным звоном и возглашением молитв, представления собой непередавемое зрелище.

Принцип театрализованного представления развит и в обрядах и богослужениях буддизма.

По пышности обрядов и церемоний эта религия не уступает христианству и исламу.

И в исламе существуют театральные представления, связанные с религиозным настроением.

Например, элемент театрализованности есть в празднике мавлюд, который связан с коллективной молитвой в мечети, празднеством за столом и религиозной благотворительностью.

В этом мусульманском празднестве доминируют положительные эмоции.

Церкви стремились ассимилировать языческие представления, придать им подлинно религиозный вид.

На Руси в период раннего Феодализма возникает институт странников «калик перехожих», которые используют традиционные формы для пропаганды христианстсткой филосифии.

Они создадают «Духовный стих», который призван заменить народную былину.

В средневековой Западной Европе под влиянием позднего императорского Рима, в котором возникают бродячие актеры – мимы и гистрионы складывается институт народных певцов и артистов.

Однако к народным артистам Западной Европы, так же как и в России «аскетически настроенная церковь относилась….чрезвычайно враждебно.

Так же и светские власти подвергали их гонению».

В странах буддийской религии, в особенности в Индии, носителями этой народной художественной мудрости была каста бродячих актеров и мастеров – шильти, которые из века в век сохраняли народные представления о красоте, несмотря на сильнейшее давление буддийской религии.

Религиозное театрализованное представление должно было проходить в соответствующей эстетической среде.

Такая среда создавалась церковной архитектурой, не менее эмоционально воздействующей, чем само драматическое действие.

Церковная архитектура становилась необходимым эстетическим фоном, связующим воедино всю систему художественного воздействия.

Казалось бы сложная система взаимодействия искусства и религии должна бы создать устойчивую и внутренне непротиворечивую основу религиозно – эстетической жизни.

Реальный процесс взаимодействия мировых религий и искусства, конечно, создал определенную целостность, функционирующую в основном на уровне культурно-духовном и социальном.

Вместе с тем в системе искусств той или иной религии существует не только синтезирующее, но и ведущее искусство, которое определяет принцип функционирования данной художественной системы.

Таким ведущим искусством могло быть и декоративно-прикладное искусство и скульптура (буддизм), декоративно-прикладное (ислам), или искусства изобразительные и пластические (христианство).

Близость искусства и религии на эстетически-эмоциональо уровне связана с тем, что у них существуют некоторые общие черты.

Искусство и религия – это такие духовные феномены, в которых эмоционально – оценочные уровни превалируют над эмоционально – информационными.

Эстетическое восприятие можно определить как обьективно – ассоциативное, т.е.

как активную, творческую натуру, в которой воспринимаемый объект способствует углублению эстетического богатства личности.

Религиозное восприятие следует определить как экспресивно – субъективное, т.к.

для верующего характерно вчувчствование в воспринимаемый эстетический или художественный объект, стремление перенести свои субъективные желания на объект.

Это особенно ясно видно при восприятии верующими иконы или какого-нибудь культового предмета.

Вместе с тем в религиозном восприятии эстетических и художественных объектов присутствуют элементы удовольствия, духовной удовлетворенности.

Искусство и религия вырабатывают совместно различные механизмы» эмоционально-эстетического воздействия на человека.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить