Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Полнолуние и соблюдение оруджа

News image

Полнолуние и соблюдение оруджа В последнее время внимание учёных привлекает сл...

Школа ислама

Прекраснейшие имена Всевышнего Аллаха

News image

Кроме атрибутов, свойственных Аллаху, Он имеет еще и 99 прекраснейших имен-эпитетов. Есть ха...

StyleIslam. «Мы можем гордо нести на гру

News image

В наше время, гуляя по улицам любого крупного европейского городка, вы вполне мо...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




Концепция предопределения судьбы в исламе: критерии понимания
Ислам - сегодня, завтра - Ислам

концепция предопределения судьбы в исламе: критерии пониманияВопрос о предопределении судьбы не дает покоя многим умам, вновь и вновь возникая в мыслях и становясь темой многочисленных бесед. Мучительные размышления и долгие дискуссии не приводят к ясному ответу. В конце концов, человек либо совсем отказывается обсуждать эту тему, либо опр

еделяет для себя искаженное, не соответствующее Исламу, понимание веры в Предопределение.

Между тем, правильное понимание сути веры в Предопределение, играет очень важную позитивную роль в жизни мусульманина.

С самого начала необходимо отметить, что Предопределение затрагивает не только жизнь и действия человека, но также все мельчайшие процессы и явления во Вселенной.

Что бы ни происходило в огромной Вселенной, маленькое событие или глобальное явление, все это является предписанным, предопределенным заранее Всевышним создателем.

Поэтому полностью, точно и детально, объяснить как действует механизм предписания и воплощения всех явлений в жизнь, для человека не представляется возможным.

Постичь тайны управления Создателем своими творениями человеческий разум не в состоянии.

Однако, мы можем приблизиться к пониманию различных сторон Предопределения в исламе и целей его установления.

Поэтому задачей при рассмотрении нами этой темы будет стремление правильно воспринять и осознать те сведения о Предопределении, которые Всевышний поведал нам.

1.

Вера в предопределение обязательна Она является важной частью вероубеждения мусульманина, без которой он не сможет попасть в Рай.

Поэтому, куда бы ни заводили нас размышления о Предопределении, они не должны породить в нас его отрицание.

« Не станет верующим никто, пока не уверует в четыре: в Аллаха Единого, у которого нет сотоварищей, в то, что я посланник Аллаха, в воскресение после смерти и в Предопределение » (Ибн Маджа).

В другом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, конкретизирует, что означает вера в Предопределение: « Даже если ты пожертвуешь гору золота, не будет это принято от тебя, пока ты полностью не уверуешь в Предопределение.

Знай же, что постигшее тебя не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя.

И знай, что если ты умрешь без веры в это, то попадешь в Ад » (Ибн Маджа).

2.

Предопределение не может содержать несправедливости Несправедливость противоречит божественной природе, поэтому, никакое дело, исходящее от Бога, не может иметь несправедливый характер.

Всевышний в Коране призывает людей к справедливости, ибо сам Он справедлив во всем.

« Аллах повелевает справедливость, благодеяние и щедрость к близким, Он запрещает мерзость, беззаконие и бунт, Он вразумляет вас, чтоб вы размыслили (и обратились) » (Пчелы, 90).

« А коль судить их все же станешь, по справедливости суди - Аллах (лишь) справедливых любит » (Трапеза, 42).

« Когда ж придется вам судить между людьми, по справедливости судите.

И как, поистине, прекрасно то, чему Аллах вас поучает! Ведь Он все слышит и все видит » (Женщины, 58).

« О вы, кто верует! Свидетельствуя пред Аллахом, вы будьте стойко-справедливы.

И пусть их неприязнь к вам не отклонит вас от (решений) справедливых.

Блюдите (строго) справедливость, - ведь это ближе к благочестию (стоит).

Страшитесь разгневить Аллаха.

Поистине, Он сведущ в том, что делаете вы » (Трапеза, 8).

Несправедливость порождается несовершенством и алчностью человеческой натуры, а Творец самодостаточен, и в нем невозможно обнаружить ни малейших мотивов для совершения несправедливых деяний.

3.

Предопределение не лишает человека свободы выбора Ислам утверждает, что каждый человек обладает свободой выбора, и волен сам определять линию своего поведения.

Подтверждением наличия такой свободы служат предостережения от совершения дурного и побуждения совершать благое, которые содержаться в Коране.

Ведь, не обладай человек свободной волей, не имело бы смысла обращаться к нему с призывом, побуждая его к благим деяниям.

Более того, при отсутствии свободы действия, наказание человека за грехи, о чем он неоднократно предупрежден в Коране, было бы несправедливостью.

А Всевышний далек от несправедливости.

Предопределенность судьбы не означает ни в коей мере, что человек - безвольная марионетка, управляемая сверху, не способная на самостоятельный выбор.

Нет.

Иначе, предположив такое, мы должны будем сказать, что Аллах заставил человека совершить убийство и насилие, подтолкнул его к подлости и коварству, вынудил его лгать и творить несправедливость, побудил его к разврату и бесчинству.

« Поистине Аллах не приказывает мерзости! Неужели вы станете говорить на Аллаха то, чего не знаете? » (Преграды, 28).

4.

Предопределение - не оправдание для грешников Очень часто распутники, погрязшие в грехах, пытаясь избежать ответственности за свои поступки, сваливают все на Предопределение.

В Коране приводятся примеры таких высказываний: « Сказали те, кто прочит соучастников (Аллаху): «Если б желал Аллах того мы б никому, кроме Него не поклонялись ни мы, ни наши праотцы » (Пчелы, 35).

Однако их утверждения безосновательны.

Мы уже отметили выше наличие у человека полной свободы выбора, из которой и вытекает его личная ответственность за совершаемые прегрешения.

Конечно, никто не возьмется рассказать, как действует механизм, при котором поступки человека предопределены и при этом у него сохраняется свобода выбора.

Об этом ведомо только самому Господу.

Однако факт наличия такой свободы, а, значит, и ответственности, отрицать нельзя.

Коран указывает нам, что человек не обладает глубокими знаниями в вопросе предопределения и должен положиться на мудрость Творца, а не следовать своим догадкам.

« И скажут те, кто соучастников (Аллаху) прочит: «Если б Аллах желал того, мы б соучастников Ему не придавали, (Чего б не делали) и наши праотцы, и не запрещали б ничего, но столь же лживо рассуждали те, которые до них (грешили) пока не испытали мощь (Господней кары).

Скажи: «Владеете ли вы определенным знанием об этом? И если «Да», представьте Нам его.

Не следуете иначе вы как домыслам своим и строите лишь ложные догадки » (Скот, 148).

5.

Предопределение не исключает необходимости старания для достижения цели Вера в Предопределение не должна приводить к тому, чтобы человек сидел, сложа руки, и ничего не делал, ожидая свершения божественной воли.

Напротив, ислам требует от мусульманина проявлять усердие и предпринимать все возможное для достижения результатов.

Когда пророка, мир ему, спросили: «Привязать верблюдицу или оставить ее и уповать на Аллаха», он ответил: «Привяжи, потом уповай!».

Более того, леность и пассивность будут с точки зрения ислама порицаемы.

Однажды пророк, мир ему, услышал, как один из борцов, повергнутый на землю, произнес: «Аллах - мой покровитель».

Эти слова вызвали гнев пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: « Аллах порицает слабость, поэтому учись ловкости.

И если после этого над тобой будет одержана победа, то тогда скажи: «Мой покровитель Аллах» .

6.

Излишнее углубление в вопрос предопределения запретно Суть предопределения является тайной Всевышнего Аллаха, неведомой никому из сотворённых Им существ.

Неправомерными являются попытки углубиться в выяснение этого вопроса, как сказал об этом пророк, да благословит его Аллах и приветствует: « А если кто-нибудь станет упоминать о предопределении, то воздерживайтесь от разговоров об этом » (Ат-Табарани).

Ибо об истинной сути предопределения знает лишь Аллах Всевышний, слава Ему, из чего следует, что сколько бы ни размышлял человек об этом, детальной сути вопроса он всё равно постичь не сможет.

Мусульманину следует остерегаться углубления в размышления относительно предопределения и не поддаваться связанным с этим искушениям.

Мусульманин должен уяснить для себя главные моменты, которые имеют значение для него: что он самостоятелен в своих поступках и будет нести полную личную ответственность за них в Судный День, что предопределение не содержит несправедливости и не исключает необходимости поиска способов достижения цели.

Углубление же в вопросы Предопределения не приносят никакой пользы и правоверному необходимо сторониться этого.

7.

Смысл веры в предопределение Вера в Предопределение вселяет спокойствие и уверенность в души верующих, укрепляет их связь с Создателем.

Где бы ни был верующий, в какую бы ситуацию он ни попал, он знает, что не произойдет ничего, кроме предопределенного Аллахом.

Это дает мусульманину чувство независимости и свободы, от кого бы то ни было, помимо Аллаха.

В хадисе говорится: « Если все люди соберутся, чтобы принести вред тебе, они навредят тебе лишь тем, что предопределил Аллах ».

Ярким проявлением правильной веры в предопределение служит эпизод из жизни посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует о его переселении из Мекки в Медину.

Совершая тайное переселение, пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, использовал все возможные способы обеспечения успеха дела: он подготовил верховых животных, нашел проводника, пошел в противоположную от Медину сторону, чтобы запутать следы, продумал способ получения еды и информации о ситуации в Мекке.

Однако, когда все возможное им было сделано и многобожники подошли к пещере в которой укрывались Абу Бакр и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, он проявил глубочайшую стойкость и убежденность в предопределении Аллаха.

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, рассказывает: Когда мы прятались в пещере, я увидел ноги многобожников у самых наших голов и сказал: «О посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то обязательно увидит нас!» (В ответ мне пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: « А что думаешь ты, о Абу Бакр, о двоих, третьим для которых является Аллах? » (Аль-Бухари; Муслим).

К тому же предопределение позволяет избежать гордости и бахвальства при достижении успехов, а также чрезмерной печали в случае неудачи.

Эта сторона веры в Предопределение прямо указана в Коране: « Ничто не постигает из событий на земле или в ваших душах, без того чтобы его не было в писании раньше, чем Мы создадим это.

Поистине, это для Аллаха легко! Чтобы вы не печалились о том, что вас миновало, и не радовались тому, что к вам пришло.

Аллах не любит всякого гордеца хвастливого » (Железо, 22).

Ислам воспитывает сильную личность, проявляющую старание для достижения результатов, предпринимающую все от нее зависящее, а затем, пребывающую в спокойствии, зная, что свершится лишь то, что предопределил Господь.

Пророк, мир ему, говорил: « Сильный мусульманин лучше перед Аллахом и любимее для него, чем слабый, хотя в обоих из них благо.

Старайся в том, что полезно для тебя.

Проси помощи у Аллаха и не проявляй немощи.

А если постигло тебя что-либо, то не говори: «О, если бы я сделал так-то и так-то», а скажи: «Предопределил Аллах и Он вершит, что пожелает и поистине, слова «О если бы» открывают возможности для шайтана действовать ».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить