Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Полнолуние и соблюдение оруджа

News image

Полнолуние и соблюдение оруджа В последнее время внимание учёных привлекает сл...

Школа ислама

Караван-сарай Кулета

News image

Западный проход Так-и Тельпак Фурушон выходит на улицу Мехтар Амбар. Первое здание сп...

Метод совершения праздничного намаза (са

News image

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим об...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




Школа и Нравственность: Мировая практика
Ислам - сегодня, завтра - Ислам

школа и нравственность: мировая практикаС момента зарождения постоянно меняющего форму мира, проникновение духовных ценностей в повседневную жизнь людей, стало объектом постоянного обсуждения. В последнее столетие, в связи с появлением на политической карте мира светских государств, возникли новые темы обсуждения о возможности применения с

истемы религиозного образования в этих государствах и влияние религии на светское государство.

Основная тема дискуссий в том, можно ли преподавать религию в школах для подростков и юношей, или нет, и соответствует ли преподавание религии строю светского государства? Эти обсуждения в прошлом столетии либерализма, превратились чуть ли не в самый актуальный вопрос в странах Запада.

В XX столетии в странах, переживших две мировые войны, уже попытались разрешить эту проблему.

Основные реформы в этой области осуществились в Америке в 1910-1930 и 1962 годах, в Англии - 1944-1988, в Бельгии - 1968, Германии - 1949, Турции - 1924, 1933, 1949-1982.

Если мы обратимся к опыту религиозного образования в европейских странах, которые принимаются демократами Востока, как образец, то узнаем отношение этих демократических систем к религиозному образованию.

Религиозное образование в школах Англии.

В Англии, считающейся одной из самой цивилизованных, развитых и демократических стран Запада, руководствуясь принятой в 1988 году реформой закона об образовании со стороны государства наряду с христианством в просветительских учреждениях ведётся преподавание и других религий, имеющих в стране своих последователей.

Наряду с изучением христианства, используется феноменальный метод по изучению иудаизма, Ислама и буддизма.

По этому методу, при изучении религии не исследуется вопрос о том, какая из них правильная, а какая - нет.

Чтобы понять этот метод образования, направленный на удовлетворение потребностей общества, где исповедуются различные религии, мы должны изучить историю религиозного образования в Англии.

Ниже будут исследованы предпосылки, обусловившие переход к новому пониманию Религиозное образование в школах до 1944 года.

До 1870 года большинство школ Англии было прикреплено к церкви.

Поэтому религиозное образование было неотъемлемой частью образования.

В церковных школах религиозное образование строилось с единственной целью обучения религии.

В этих школах используемые религиозные пособия охватывали энциклопедические знания, касающиеся христианской религии.

В государственных же школах было категорически запрещено преподавание всех религиозных течений (denominational религиозное образование), и вопрос, преподавать или нет религию в школах, решался самой школой.

Если администрация школы принимала решение преподавать религию в школе, то по закону 1870 года о свободе веры, она должна была соблюдать статью этого закона Cowper-Temple .

В этой статье говориться, что ни в одной государственной школе преподавание уроков религии не должно основываться на религиозных ответвлениях.

По другой статье этого закона, семья имела право освободить своего ребёнка от религиозного образования.

Таким образом, закон 1870 года выдвигал на первый план компромисс между церковью и государством.

Закон об образовании 1944 года и религиозное образование.

После Второй мировой войны многими западными просветителями подчёркивалась необходимость полного освобождения образования от религиозного влияния и приобретения школами светского характера.

Но официальные круги Англии не одобрили эту точку зрения и не выделили место для светского образования.

Наоборот, они связывали образование с христианскими ценностями.

Сегодня в Англии существующая церковь построена государством.

Королева, являющаяся главой церкви, хотя и символично, представляет политическое лицо страны первой степени.

Церковная школа, получающая государственную помощь (Voluntary-aided school ): в этих школах 2/3 образования ведется церковью, а 1/3 - осуществляется государством.

Затраты этих школ финансируются совместно церковью и государством.

Церковные школы, контролирующиеся государством (Voluntary-controlled school): в этих школах образование ведётся на 1/3 церковью, на 2/3 - государством.

Затраты на образование полностью осуществляются государством, хотя и разрешается выделение какою-то определённого религиозного течения, но считается важным придерживаться в религиозном образовании носящего свойства регионального образования положения.

В Законе об образовании 1944 года был подведён итог соглашению между церковью и государством в религиозном образовании.

Церковь приняла вмешательство государства в церковные школы и образование.

Взамен государство в подчиняющихся ему школах ввело обязательное религиозное образование.

25 статья Закона Об Образовании 1944 года так объясняет цель религиозного образования: ''Во всех школах, как религиозных, так и государственных, образование ежедневно начинается с богослужения.

А также во всех школах, как церковных, так и государственных, учащиеся получают религиозное образование , (Dent 1968, 20).

Религиозное образование и реформа Закона о Религии 1988 года.

Реформа Закона о Религии 1988 года по своей сути стал продолжением Закона об Образовании 1944 года и имела целью согласовать с законом спорные вопросы, возникшие в области образования после 1944 года.

По этому Закону об Образовании школьная программа была разделена на три части: 1) Специальные предметы (математика, английский язык, и др.); 2) Основные предметы (история, география, технология, музыка, искусство, физкультура и др.); Фундаментальные предметы (в эту группу Закон включил только лишь религиозное образование.

Министерство Образования имеет право определять для всех остальных предметов, кроме религиозных уроков, программу, цели, форму экзаменов.

Хотя религиозные уроки не упоминаются в группе основных предметов, они имеют одинаковый статус (Сох 1989, 23 / Нull 1989, 5).

Это положение так обосновывается указом № 3/89 DES (Отдел Науки и Образования): В силу своего специфического статуса религиозное образование в школах является одним из фундаментальных уроков.

Программы, цели и формы экзаменов религиозного образования не определяются со стороны государства, но этот вид образования имеет одинаковый статус с другими уроками .

По реформе Закона об Образовании 1988 года в средних и начальных школах Англии должен преподаваться и Ислам.

Впервые преподавание религии Ислам стало осуществляться в 1975 году мэрией Бирмингема, и с этого времени стало официальной частью национальной программы просвещения.

Как известно, религиозное образование не должно решать вопрос, праведно или нет религиозное течение или некон-фессиональная религия, программа религиозного образования и учебники не должны создавать неверия у людей к той религии, к которой они принадлежат, С этой точки зрения, в Англии в области преподавания Ислама имеются проблемы.

В начале 1996 года мусульманские семьи 1500 учеников селения Батли Западного Йоркшира, где проживает больше всего мусульман, запретили своим детям посещать религиозные уроки.

По словам одного из представителей мусульманской общины, причина непосещения учениками религиозных уроков была следующей: так как в школе много времени было отведено христианским урокам, и педагогами - не мусульманами обсуждались темы, которые формировали ошибочное представление об Исламской религии, что приводило к формированию, в умах учеников неверного отношения к религии Ислам и противостоянию.

(The Muslim News, 26 January, 1996; The Independent, 25 - January 1996).

Общее образование религиозное образование в Германии.

На основании 7 статьи Конституции Федеральной Германии религиозные уроки в официальных школах являются обязательными.

На основании этой статьи закона, регулирующей образование и преподавание, провинции составляют Устав, и несут ответственность за образование.

Поэтому эта статья Федеральной Конституции контролирует статьи об образовании, в конституциях провинций.

7 статья Федеральной Конституции, о которой идёт речь, такова: б) посещение или непосещение ребенком уроков религии регулируется мнением людей, занимающихся его воспитанием (родителями); в) за исключением школ, где проведение уроков религии необязательно, во всех официальных школах проведение уроков религии обязательно.

Уроки религии не должны противоречить государственному контролю, и строится на основе принципов, которые определяет церковь.

Ни один педагог, не желающий преподавать религию, не должен к этому принуждаться.

По 7/1 Статье Федеральной Конституции Германии, контроль и ответственность за обучение и образование лежит на государстве.

Но эта статья закона защищает также права отдельных людей и структур открывать специальные школы.

Например, в этой стране имеются школы, подчиняющиеся церквям и их общинам.

По решению, принятому в 1998 году, мусульманской общине Германии, разрешена пропаганда религиозного просвещения специальной организацией, называющейся Организаций Национальных Встреч Европы .

Религиозное образование в Бельгии.

Бельгия, являющаяся членом ЕС, не ограничилась поправками в своей конституции относительно религии, она объявила о том, что будет соблюдать и подчиняться международным договоренностям, Декларации о Правах Человека, Европейскому Соглашению о Правах Человека, в вопросах соблюдения свободы совести и вероисповедания индивидуумов, выбор образования в соответствии со своими религиозными убеждениями, свободе богослужения и образа жизни в соответствии с верой, По 18, 26 статьям Декларации о Правах Человека, 9 статье Европейского Соглашения о Правах Человека и в дополнениях к ним, а также по принятом в 1990 году Соглашению о Правах Детей, обеспечивается свобода религии, право на религиозное образование.

В соответствии с этими соглашениями, проживающим в стране иностранцам и эмигрантам, дается свобода и право исповедовать своей религии, исполнения богослужений, использование в образовании своих религиозных верований, По решению ЕС от 25 июля 1977 года религиозное образование работников-эмигрантов и их детей предусматривает обучение детей-переселенцев национальному языку, религии, культурным ценностям с целью облегчения адаптации детей при возвращении на родину.

Исследователи социологического отделения Louvain Католического Университета Бельгии расценивают открытие в 1968 году Исламского Культурного Центра, официальное признание религии Ислам в 1974 году, а с 1976 года - преподавание в школах уроки Исламской религии и др.

подобные процессы как начало истории Ислама в Бельгии, пример внимания и уважения государства к Правам Человека.

В системе образования Бельгии школы делятся на 4 группы: 1.

Муниципальные (комун) школы, 2.

Государственные (?) школы, 3.

Специальные школы.

Религиозное образование в этих трех типах школ считается обязательным и преподаётся по религиям, официально признанным Бельгийским государством (католическое христианство, протестантизм, Ислам, иудаизм, мораль).

4.

Церковные школы.

Поскольку эти школы учреждены католической церковью, то и уроки религии проводятся па основе этой религии.

В Бельгии не разрешается проводить уроки Ислама в церковных школах.

В школах Бельгии, особенно в государственных, для школьников, не исповедующих никакую религию, или относящихся к неизвестной религии, проводятся уроки морали.

Общество считает необходимым ознакомить этих школьников на уроках морали с общечеловеческими нравственными ценностями, объяснить обобщённо кодекс обществе иного поведения в повседневной жизни.

Все школьники страны, учащиеся в школах любого типа, обязательно должны избрать один из приведённых 5 типов религиозных уроков: 1.

Католическое христианство.

2.

Протестантизм.

3.

Ислам.

4.

Иудаизм.

5.

Для атеистов - уроки морали.

Религиозное образование детей, достигших 2,5 лет в Бельгии, начинается в детских садах с молитвы, религиозные знания преподносятся в виде рисунков, книг-раскрасок, игрушек.

До конца 1980 года урокам христианской католической религии в 1 - 2 классах начальной школы отводилось 4 часа в неделю, в 3-4 классах - 3 часа, в 5-6 классах и лицеях - 2 часа.

С конца 1980 годов и до сих пор в начальных и средних классах, а также в лицеях религиозным урокам отводится 2 часа в неделю, в некоторых идеологических школах - 3 часа в неделю.

Краткая история религиозного образования в Америке.

В начале 1900-х лишь в государственных школах штата Массачусетс разрешалось чтение Библии и богослужение.

В период с 1910 по 1930 эти права закрепились в 17 штатах Америки.

Суды вели борьбу против этого 1962 года было рассмотрено 22 дела.

Из них 8 завершилось решением о запрещении религиозных уроках, 14 - о свободном ведение уроков религии.

В 1960 году американское государство вновь вернулось к рассмотрению проблемы чтения Библии в государственных школах.

В это время стало обязательным чтение Библии в государственных школах 5 штатов, в 25 штатах это разрешалось, а в 11 - запрещалось на основании противоречия Конституции.

В 1962 году в результате поправок, внесённых в Конституцию, специальное религиозное образование во всех школах стало свободным при выполнении определённых условий.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить