Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Полнолуние и соблюдение оруджа

News image

Полнолуние и соблюдение оруджа В последнее время внимание учёных привлекает сл...

Школа ислама

Пророки Всевышнего Муса, Харун, Зуль-Киф

News image

Муса (мир ему) (Моисей) родился во времена фиравна (фараона), который являлся правителем Ег...

Магак-и аттари

News image

На месте мечети Магак-и аттари (Магоки-Аттари Мечеть) (в переводе с фарси «мечеть в ...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




Информационный ренессанс Ислама
Время Ислама - Время Ислама

информационный ренессанс исламаБурное развитие информационных и телекоммуникационных технологий, ознаменовавшее последние десятилетия, является показателем не только научного или экономического порядка.

Феномен «информационного общества», характеризующегося тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, вовлеченные в их производство и управление, растут быстрыми темпами, не подвержены экономической стагнации и вследствие этого являются локомотивом развития социума в целом, стал предметом анализа социологов и психологов, юристов и даже политиков.

Именно с развитием информационных технологий, их внедрением во все сферы государственной и общественной жизни связывают свое будущее ведущие мировые державы, определяющие развитие цивилизации.

Какие же перспективы несет данный процесс исламской умме, мусульманам в целом и личности мусульманина в частности? Тема эта обширна и, возможно, не раз станет предметом внимания специалистов.

Однако, в первую очередь, следует сформулировать критерии информации об Исламе, осмыслить актуальность данной проблемы в ключе новых возможностей и рисков, связанных со спецификой информационной сферы как таковой.

Исламские информационные источники, наряду с другими аспектами, выполняют две важные функции: информационного обеспечения и пропаганды.

Следует заметить, что структура означенных функций, степень их защищенности являются критичными для обеспечения безопасности исламского сообщества в условиях тотальной «психологической войны», ставшей спутницей информационного века.

В этой связи становится актуальной проблема качества информации, ее собственно информативности и достоверности.

Ведь все возрастающий информационный поток, как следствие, влечет за собой повышение «информационного шума», некачественной, а порой превратной информации, основными генераторами которой, в силу доступности информационных технологий, зачастую становятся сами мусульмане.

Достаточно представить, какой негативный потенциал несет в себе все возрастающее число любительских, анонимных Интернет-ресурсов, формирующих бессистемный и противоречивый конгломерат сведений исламского характера.

Объективный вред подобного рода источников достаточно нагляден.

Однако существует ряд аспектов, не очевидных на первый взгляд, но представляющих серьезный информационный барьер на пути интеграции Ислама в современные общественные институты, конструктивного диалога в сообществе мусульман и даже являющихся патогенными, в психологическом плане, для отдельного индивидуума, мусульманина.

Речь идет, в первую очередь, о ненаучном (некомпетентном) подходе к выработке соответствующей информации об Исламе и дилетантском осмыслении уже существующей.

Актуальность данной проблемы лежит в нескольких плоскостях.

Начавшийся в последнее время процесс признания исламской науки и образования государством, их государственная аккредитация и поддержка вызвали широкую дискуссию.

Как для мусульман, так и для общества в целом является благом, что при формировании государственной политики будет учтен колоссальный позитивный опыт Ислама во всех сферах.

Однако насколько полно и эффективно этот исламский базис будет вовлечен в разработку реальных программ, зависит от того, как структуры, представляющие мусульман, позиционируют себя в информационном плане.

Нет сомнений, что эксперты, разрабатывающие соответствующие рекомендации, будут самым детальным образом исследовать информационные источники, представляющие мусульман.

Другой гранью этой проблемы является использование поверхностной, тенденциозной информации, публикуемой исламскими информационными источниками, публицистами и обозревателями, в разных контекстах освещающих исламскую тематику.

Примеров тому достаточно.

Вышеизложенные факторы, вливаясь в струю общей антиисламской реакции, обуславливают вторую проблему, наиболее характерную для информационного пространства, – образование ложных стереотипов об Исламе.

Подобные информационные фантомы негативно ретушируют, искажают образ Ислама и мусульман, и многими, к сожалению, воспринимаются как объективные категории, используемые в суждениях об Исламе, претендующие даже на официальную оценку Ислама многими зарубежными государственными и общественными структурами.

Характерно, что подобный подход коррелирует со все большими противоречиями в оценке Ислама как социально-культурного явления.

Подобная ситуация с исламским информационным полем опасна и для отдельной личности, ведь при усвоении подобной «суммы знаний», попытке привести в стройную систему все сведения исламской тематики, находящиеся сейчас в свободном доступе, человек неизбежно впадает в паралогизм, заблуждение по поводу как фундаментальных принципов Ислама, так и отдельных канонических вопросов и даже истории Ислама.

В современном, секуляризованном обществе этот процесс принимает две крайние формы, одинаково опасные, в первую очередь, для самих мусульман.

В первом случае зачастую явная противоречивость исламских информационных источников, их непоследовательность и часто, к сожалению, ангажированность вызывают отторжение наиболее образованной, продуктивной части общества – интеллигенции.

Во втором случае информация, не прошедшая соответствующую каноническую оценку, является идейной базой экстремистских, контрпродуктивных Исламу течений и групп, использующих в политических целях данные информационные источники для манипулирования маргинальной частью исламского сообщества.

Безусловно, проблема формирования качественных информационных источников и достоверных общедоступных канонических баз приобретает все большую актуальность для мусульман.

В контексте общего развития, построения общемирового исламского информационного пространства данный вопрос находится еще на стадии формулирования, однако уже сейчас общественным исламским структурам стоит координировать свои действия в сфере локализации подобных источников.

Ведь за всякой информационной структурой стоит структура редакционная, информационно-аналитическая.

В России наиболее целесообразно развивать подобные информационные сегменты в рамках деятельности духовных управлений мусульман.

По аналогии с центрами исламского образования и науки также целесообразно организовывать информационно-аналитические центры, исламские информационные агентства, креативным потенциалом которых станут научные базы исламских высших учебных заведений, экспертные советы и канонические отделы духовных управлений мусульман.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить