Тема единой политической нации снова поставлена в актуальную повестку дня. На самом высоком уровне подготовлен проект новой редакции концепции государственной национальной политики России. Стержневой идеей проекта является формирование единого многонационального общества при консолидирующей роли русского народа . На реализацию проекта потребуется почти 10 млрд рублей.
В межведомственную комиссию, работавшую над новой версией закона, входили представители министерств регионального развития, культуры, образования, финансов, иностранных дел и юстиции, а также ФСБ и Совета безопасности.
Наряду с этим, стоить упомянуть и инициативу фракции «Родина». 5 октября в Государственной Думе РФ была озвучена ее идея по созданию проекта единой политической нации. По мнению депутата Андрея Савельева, подобный проект будет препятствовать проявлениям и росту этноконфессионального сепаратизма в разных регионах России.
Предполагается, что консолидирующей основой единой политической нации станет понятие россиянин - по аналогии с термином советский народ , объединявшим представителей многочисленных национальностей СССР в монолитную политическую общность. Ядром, формирующим единую политическую нацию, призван стать русский народ с его языком и культурой.
Примечательно, что проект единой политической нации напрямую затрагивает судьбы российских мусульман как в политическом, так и в этноконфессиональном аспекте. Какая роль отводится мусульманам в контексте единой политической нации? Как соотносится эта инициатива с их реальным положением в сегодняшней России и установлениями Ислама? Какова идеологическая подоплека проекта единой политической нации?
Ислам.Ру обратился к ведущим мусульманским экспертам страны с просьбой дать соответствующий комментарий.
Шамиль Султанов, депутат Государственной Думы от фракции Родина
Я хотел бы отметить, что теоретически проработанной концепции единой политической нации на сегодняшний день пока нет. Инициатива депутатов нашей фракции - это некое пожелание, оформленное в виде просто тезисов. К сожалению, я не думаю, что в нынешних условиях этот проект будет реализован, поскольку его претворению в действительность препятствует ряд весомых негативных факторов.
Что касается идеи проекта, то речь идет о создании в нашем многонациональном, многоконфессиональном обществе политической нации в смысле nation state. Я особо подчеркиваю, что не ставлю знак равенства между nation state и исламской уммой.
Однако, на мой взгляд, сама концепция Исламу не чужда, и наши братья на Западе вполне интегрировались в тамошнее общество с его институтами, при этом сохраняя свою культурную и конфессиональную идентичность. При этом они в полной мере ощущают себя гражданами Германии или Великобритании, например.
Другой вопрос - теоретическое содержание проекта в современных российских условиях. Напомню, что аналогичная концепция была сформулирована в нашей стране в конце 60-70-х гг. прошлого века - это был проект единого советского народа.
Данная концепция, безусловно, играла позитивную роль, сглаживала межнациональные противоречия, однако были и факторы, препятствовавшие ее реализации в полной мере. Это и отсутствие должного уважения к религиозным традициям, национальному самосознанию, и господство атеистической идеологии.
Тем не менее, этот опыт необходимо учесть. Другое дело, что советская нация развивалась в более благоприятных экономических и политических условиях. Сейчас же, в отличие от советской эпохи, слишком много сил, оказывающих влияние на политический процесс.
Лично я считаю, что мы, мусульмане, должны исходить из реалий нашей жизни. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: Любовь к Родине - это часть веры . Как я понимаю этот хадис?
Дело в том, что мусульмане рождаются в определенных исторических условиях, в конкретной стране. И они должны находить некий вектор соприкосновения между их верой и стоящими перед нами историческими задачами. Мусульмане должны быть патриотами, находить баланс между политической необходимостью и социальными ценностями, главной из которых для нас является умма. Умма - это не nation state, на мой субъективный взгляд, это скорее идеал общности социальной, а не политической.
Скептики могут возразить, что те проблемы, с которыми приверженцы Ислама сталкиваются сегодня в нашем государстве - с преследованиями в отношении мусульман, закрытием мечетей - не позволяют нашим братьям и сестрам быть патриотами. Однако репрессии в отношении мусульман связаны не с голым давлением силовиков.
Так называемый «официальный ислам», представители «мусульманского духовенства», используют доступный им силовой ресурс для подавления неподконтрольных духовным управлениям оппонентов, независимых джамаатов. Именно официальные мусульманские структуры дают наводку для силовиков, чтобы расправиться с неподконтрольными им людьми.
В то же время, к сожалению, в нашей стране сейчас нет идеологии, которой должны руководствоваться в том числе и представители силовых ведомств. Если бы она была, они бы поняли, что джамааты - это отнюдь не враги, а союзники России.
Кстати, именно потому, что у нас нет общей государственной идеологии, я сомневаюсь, что будет реализован проект единой политической нации, которая должна строиться именно на идеологической основе. У меня есть подозрения, что проект раскручивается на уровне некой игры, поскольку нет основы для его серьезного воплощения.
Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России
Насколько мне известно, в проекте единой политической нации акцент ставится на консолидирующей силе этнических русских, которые должны основать становой хребет этой нации. Я считаю, что сама идея ориентирована скорее на разобщение народов, и не имеет под собой ни серьезной, ни даже формальной интернационалистической почвы.
Кроме того, к этому проекту нельзя относиться всерьез, речь, скорее, идет об очередной политтехнологии. Возможно, это пиаровская акция, цель которой - вызвать у западного истеблишмента негодование государственнически ориентированной частью Администрации президента. Несмотря на то, что в прессе эту инициативу связывают с именем Суркова, мне кажется более вероятным, что проект единой политической нации лоббирует Сечин.
На мой взгляд, исторические параллели с СССР в данном случае просто неуместны. Чтобы создать предыдущую историческую общность - советский народ - потребовалась Великая Отечественная война, выход в космос, строительство БАМа, Красноярской ГЭС. Она рождалась на т.н. великих стройках коммунизма и конкуренции с капиталистическим миром. На создание этой общности понадобилось 45 лет, были потрачены огромные человеческие силы и ресурсы.
Поэтому когда в сегодняшней России говорят о новой исторической общности, это звучит как издевательство. В настоящее время у государства нет никакого проекта, сверхзадачи - есть только кучка держащихся за власть плутократов.
Что касается предполагаемой роли мусульман в этом проекте, то в условиях сегодняшних российских реалий говорить об этом всерьез не приходится. С помощью преследования соблюдающих элементарные предписания своей религии мусульман в ряде регионов под предлогом борьбы с ваххабизмом , закрытий мечетей новую историческую общность не сколотишь.
С точки зрения Ислама, которая является одновременно и экзистенциальной, и политической - это мировая умма. Так же, как есть две партии - партия Аллаха (Хизбулла) и партия Сатаны, существуют лишь две нации (что в свое время верно подметил Маркс) - нация Ислама и нация немусульман. Между этими двумя нациями нет абсолютного разделения, поскольку немусульманин всегда может принять Ислам.
В чем глубинное отличие двух этих наций? Неисламские политические нации ориентированы на прошлое и созидание. Так, современная французская нация возникла в результате Великой французской революции и казни короля, советский народ - в результате Великой Отечественной войны. Всегда существует некая предшествующая историческая травма, поэтому политическая нация меняется за счет определенных событий.
На самом же деле, по моему мнению, это современная форма языческого культа предков, облаченного в рационализированную форму.
Каково главное отличие уммы? Нация Ислама принципиально ориентирована не на прошлое, а на будущее: на конец истории и Судный день. Любая политическая нация, в отличие от нации единобожников, имеет китайские, конфуцианские корни. Конфуций целиком и полностью присутствует в европейской социальной парадигме. Это некая универсальная выжимка из человеческого опыта вне Откровения.
Умма противостоит политической нации, ориентированной на прошлое, ибо нация Ислама фокусируется на конце истории и ее отмене. Мусульманин же, если он относится к Исламу серьезно, не может быть частью китайщины - будь она парижской или московской.
|