Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Полнолуние и соблюдение оруджа

News image

Полнолуние и соблюдение оруджа В последнее время внимание учёных привлекает сл...

Школа ислама

Люди не прощают другим малейшего проступ

News image

В общении друг с другом мы больше всего нуждаемся в прощении. В ха...

Некрополь Чор-Бакр

News image

Чор-Бакр Некрополь Чор-Бакр (XVI-XVIII века) (Чор-Бакр) в селении Сумитан Бухарского района сложился на ос...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




Мусульманская дилемма России. Западная пресса все чаще пишет об Исламе в нашей стране
Ислам - сегодня, завтра - Ислам в России

мусульманская дилемма россии. западная пресса все чаще пишет об исламе в нашей стране

Последнее время в западной прессе наблюдается рост интереса к теме Ислама в России. Зачастую журналисты и эксперты обращают внимание на проблемы мусульман нашей страны в весьма неожиданном для многих ракурсе. Со временем, как отмечают специалисты, вопрос соблюдения прав исламского меньшинства в РФ может стать одним из основных в условиях нарастающего давления Запада на Кремль.

Представляем вашему вниманию один из таких материалов. Надеемся, данная тенденция получит здравую оценку у компетентных лиц, что позволит предотвратить развитие событий по нежелательному для России и исламского мира сценарию.

Затерянная среди серых монолитов спортивного комплекса, построенного к московской Олимпиаде 1980 года, московская Соборная мечеть была одной из немногих в стране, где было позволено проводить мусульманские богослужения в советское время. Большую часть времени она пустовала, лишь изредка посещаемая делегациями из государств исламского мира.

Сегодня же ее бледно-голубые стены едва могут вместить всех верующих. По пятницам и праздничным дням она обычно переполнена прихожанами. Многим приходится стелить газеты на прямо на улице и прислоняться лбами к асфальту для совершения молитвы.

Забир Валеев, недавно посетивший пятничную полуденную молитву со своим сыном, едва скрывает свое раздражение. «Мы не должны оставаться здесь на холоде, - говорит 32-летний мужчина. - Что в итоге подумает мой ребенок, посетив мечеть, – что нам негде помолиться в Москве?».

Соборная мечеть – одна из четырех мечетей российской столицы, которые каким-то образом должны вмещать ее 2.5-миллионную мусульманскую общину, крупнейшую по сравнению с другими столицами Европы. Исламские лидеры заявляют о том, что все попытки строительства новых мечетей были заблокированы местными чиновниками, которые опасаются недовольства русского большинства мегаполиса.

«В советское время людям запрещали практиковать свою религию. Теперь же они вновь возвращаются к вере, - заявил Ильдар Аляутдинов, имам Соборной мечети. - Но в Москве всего лишь 4 мечети – этого явно недостаточно… Мы заслуживаем большего уважения к себе».

По всей России Ислам начинает возрождаться и процветать. По словам экспертов, эта страна разительно меняется прямо на наших глазах, и если нынешние тенденции будут сохраняться, более половины российского населения станет исповедовать Ислам к середине этого столетия.

«Россия проходит стадию религиозной трансформации, которая будет иметь для всего мира еще большие последствия, чем крушение Советского Союза», - говорит Пол Гобл, эксперт по вопросам Ислама и постсоветского пространства из Университета Тарту в Эстонии.

Так же, как и в западных странах с растущим мусульманским населением, в России нередко вспыхивает рознь на межрелигиозной почве. Этнические русские опасаются, что их страна начинает терять свою традиционную идентичность; последователи Ислама жалуются на повсеместную дискриминацию и неуважение к их религии.

Российские мусульмане имеют крайне разнообразный этнический состав: поволжские татары, мириады народов Северного Кавказа и недавно прибывшие иммигранты из бывших советских республик Средней Азии. Однако для них всех характерен один общий демографический показатель – уровень рождаемости в их семьях заметно превышает показатель в семьях славян.

Население России сокращается на 700 000 человек в год, в основном за счет снижения продолжительности жизни и низких показателей рождаемости среди этнических русских. Согласно переписи 2002 года, средний уровень фертильности женщин был равен 1.5, что намного ниже показателя 2.1, необходимого для воспроизводства населения в этой стране с населением в 143 миллиона человек. Уровень рождаемости в Москве при этом еще ниже, всего 1.1 ребенок на женщину.

Однако российские мусульмане сдерживают эту тенденцию. Например, уровень фертильности проживающих в Москве татар на одну женщину, как говорит Гобл, превышает показатели у славян, а в чеченских и ингушских общинах еще более значителен. Кроме того, сотни тысяч мусульман из Таджикистана, Узбекистана и Казахстана в огромных количествах приезжают в Россию в поисках работы.

С 1989 года исламское население России увеличилось на 40% до 25 миллионов человек. К 2015 году мусульмане станут большинством среди служащих комплектуемой по призыву российской армии, а к 2020 они будут представлять 1/5 всего населения страны.

«Если не произойдет никаких изменений в этой тенденции, через 30 лет мусульмане будут иметь значительное численное превосходство над русскими», - считает Гобл.

Для многих этнических русских перспектива стать меньшинством в своей стране просто немыслима, и в их среде все более популярны националистические настроения. «Россия – это исторически славянская православная страна, и нам необходимо принять меры к тому, чтобы она таковой и оставалась», - утверждает Александр Белов, глава Движения против нелегальной иммиграции, все более влиятельной организации, устроившей десятки митингов за последние несколько месяцев.

Большинство мусульман, проживающих в России, являются не иммигрантами, но коренными жителями земель, когда-то присоединенных к России во время расширения империи. При этом Ислам признается в качестве одной из традиционных религий России, вместе с Православием, Буддизмом и Иудаизмом.

Однако мало кто из националистов делает различие между иммигрантами из бывших союзных республик и неславянскими коренными жителями России. В последнее время участились нападения на мечети.

В сентябре имам из южного российского города Кисловодска был застрелен рядом со своим домом. Во время августовских волнений в Кондопоге толпы местных жителей изгнали из этого города чеченцев и других мигрантов с Кавказа, в основном граждан России.

Многие русские ассоциируют Ислам с экстремистами, действующими в Чечне, которые совершили несколько десятков террористических актов против гражданского населения. Сепаратизм начался в Чечне как преимущественно националистическое движение, но в дальнейшем постепенно пропитался идеями радикальных исламистских организаций.

Чувствуя националистические настроения в обществе, российские власти прибегли к репрессивным методам. Этой осенью в четырех регионах страны введено обязательное обучение основам Православия во всех школах. Недавно кабинет министров объявил о новом законе, согласно которому всем иностранцам, в большинстве своем мусульманам, будет запрещено торговать на рынках и в ларьках, а директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский заявил о том, что иностранцам не должно быть позволено создавать «этнические анклавы», в которых они будут превышать численность «коренных русских» в любом районе или области страны. Белов же вообще считает, что проживание неславян, вне зависимости от их гражданства, в пределах «традиционных русских земель» должно быть ограничено.

Иерархи Православной церкви, со своей стороны, осудили националистические и антиисламские настроения в обществе. «Православные христиане, мусульмане и представители других традиционных конфессий жили в нашей стране бок о бок друг с другом многие столетия. В России никогда не было религиозных войн, и, как я надеюсь, не будет и в будущем», - заявил патриарх Алексий II.

Исламские лидеры также говорят, что националистическая риторика отдельных деятелей свидетельствует о недостаточном понимании ими вех истории страны. «Российские мусульмане уходят своими корнями в эту землю; мы жили в составе России многие столетия, - заявил Рушан Аббясов, представитель Совета муфтиев России, ведущей исламской духовной организации РФ. - Будет несправедливо заявлять, что Россия – христианская страна. Эти люди либо не знают истории, либо ее игнорируют».

По мнению Аббясова, одной из основных причин неприязни к российским мусульманам является их негативное изображение в масс-медиа. По телевидению страны мусульмане чаще всего показываются в качестве либо преступников, либо религиозных радикалов, ведущих «священную войну» против христиан. В одном из главных книжных бестселлеров года - «Мечети Парижской Богоматери» - описывается Европа середины XXI в., где Ислам стал государственной религией, а христиане вынуждены жить в гетто.

«Образ мусульман, представленный в СМИ, крайне искажен, - заявил Аббясов. - Когда люди слышат слова «Аллаху Акбар» («Бог Превелик» по-арабски – прим. авт.), они сразу же представляют стреляющих в них людей или смертников, приводящих в действие пояса со взрывчаткой».

Опасность роста антиисламских настроений, как говорит Гобл, заключается в том, что они создают угрозу «выталкивания» российских мусульман за пределы умеренного дискурса прямо в руки радикалов. Учитывая наследие советских гонений на религию, большинство проживающих в России людей с исламскими корнями ведет светский образ жизни, будучи привязанным к религии в основном благодаря своему этническому происхождению. Однако с общим подъемом интереса к мусульманству, они становятся открытыми различным экстремистским веяниям, считает эксперт.

В последнее время из России выслано несколько десятков иностранцев, которых обвиняли в проповедовании исламского радикализма на территории страны. «Люди, которые знают, что они мусульмане, но не знают, что это означает, могут радикализироваться, если почувствуют себя исключенными из российского общества. И это реальная угроза», - подчеркнул Гобл.

В этой связи, по его словам, западным правительствам следует прилагать больше усилий для стимулирования России к интегрированию мусульман в свое общество и борьбы с их дискриминацией. «Когда они станут большинством в России, то вспомнят, вступались ли мы за их права или же не стали этого делать», - заявил эксперт.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить