Восприятие индивидуумом действительности через призму политики и социальной среды – социально-политическое сознание – тесно связано с его носителями. В мировой политологии выделяется массовое, групповое и индивидуальное социально-политическое сознание, и наиболее организованной и определенной группой, обладающей такого рода сознанием, является учащаяся молодежь – студенты и выпускники вузов, аспиранты и кандидаты наук.
Мусульмане России – не исключение из этого ряда. Наиболее активной, социально мобильной группой в этой среде являются именно молодые люди, окончившие исламские или обычные вузы, сегодняшние и вчерашние аспиранты.
По правилам социологии, присвоим им условное значение 1. Этой категории граждан присуще не просто беспорядочное «броуновское движение», а достаточно точечные, целеустремленные шаги, направленные на достижение личного и общественного благополучия и справедливости. Причем мысли и активность этой категории лежат не просто в глобальных, т.е. недостижимых, масштабах, а на вполне реальном, земном уровне.
На втором месте в условном ряду мусульманских активистов находятся такие же молодые люди, имеющие более низкие социально-материальные запросы и ставящие перед собой и обществом более нереальные, вселенские задачи. Как правило, сюда входят выпускники или учащиеся мусульманских школ среднего звена (медресе), а также молодые люди с отрывочными знаниями об Исламе. Данной категории активистов присвоим значение 2.
К положительным сторонам этих деятелей относится, прежде всего, их чистосердечная активность и отсутствие боязни перед трудностями. Однако и отрицательных моментов здесь немало. Так, именно таким людям свойственна определенная размытость социально-политического сознания, «смутность и противоречивость», стихийное становление и развитие под влиянием бытовых представлений о политике и обществе в рамках «житейского здравого смысла».
На третье место в ряду активных носителей социально-политического сознания поместим представителей старшего возраста, как мужского, так и женского пола, часто выступающих в прессе и др. общественных органах с заявлениями, речами и проповедями на соответствующие темы. Мы условно поделим этих людей на две категории: категория 3 – это люди, обладающие весом и авторитетом в обществе (видные муфтии, имамы крупных мечетей, лидеры ведущих мусульманских организаций и т.д.).
Категория 4 – это люди, не обладающие реальным весом в обществе и стремящиеся его заполучить путем шумных заявлений, громких угроз и т. д. Как правило, эти люди возглавляют какие-либо маргинальные организации, куда входят только они сами и их родственники. Характерной чертой представителей категории 4 является их интеллектуальный уровень: они могут быть хорошо подкованы в тех или иных областях, но не имеют цельного системного образования.
Обозначим и категорию 5, куда следует включить многочисленных мусульманских муфтиев, имамов, мулл и др., которые не имеют ни классического исламского, ни оконченного общего образования, занимаются на своих постах административно-хозяйственными вопросами и обрядовыми сторонами религии. Как правило, их голос не имеет реального веса в обществе, однако он может многолико использоваться.
Во-первых, к заявлениям и проповедям людей из категории 5 прислушиваются простые люди, лишенные своего мнения по тому или иному актуальному вопросу. Во-вторых, они могут влиять на молодых людей из категории 2, однако с негативным знаком (те будут делать, исходя из социальных законов нигилизма, полностью противоположное тому, к чему призывают имамы и муллы из категории 5). В-третьих, люди из категории 5 так или иначе в своих действиях ориентируются на категории 3 и 4, при этом последние склонны принимать в расчет их мнение. Наконец, к заявлениям людей 5-ой категории прибегают противники Ислама для того, чтобы обосновать свою позицию с помощью тех, кто не разбирается в социально-политической обстановке в стране.
6-ую категорию граждан подробно разбирать не стоит в связи с тем, что к ней относятся люди, не имеющие собственного четкого общественно-политического сознания и склонные доверять тем или иным руководителям и активистам (из числа 3-й, 4-й и 5-й позиций). Данную категорию граждан всегда имеют в виду руководители и активисты (3-5), когда они говорят и выступают от имени мусульманского большинства. К сожалению, позиции 1 и 2, как правило, не только не имеют связей с позицией 6, но и целенаправленно игнорируют данную категорию.
Является ли вышеописанная социальная градация неправедной с точки зрения Ислама? Напротив, Аллах в Коране неоднократно подчеркивает, что люди созданы Им разными, на разных уровнях веры и бытия, и, соответственно, получат разные виды награды (или наказания) в следующей жизни: «…Они займут разные ступени перед Аллахом, ведь Аллах видит то, что они совершают» (3:162-163); «Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили. Господь твой не находится в неведении относительно того, что они совершают» (6:132); «Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили, дабы Аллах воздал им сполна за их деяния, и с ними не поступят несправедливо» (46:19).
Соответственно социальной градации, должна быть четко и грамотно выстроена исламская работа с разными категориями населения, причем как между отдельными слоями, так и в рамках одной категории людей. Например, бесполезно людям из 4-6 категорий внушать сложные богословские вопросы и нельзя ставить их перед сложным выбором.
Так, когда мы говорим о равенстве мазхабов, но при этом объясняем разные подходы имамов к одному и тому же вопросу, люди из числа этих категорий все равно в конце спросят вас: «А как нужно делать правильно»? Вы еще раз можете объяснить им, что имамы Ахмад и Шафии склонялись на основе такого-то хадиса к такому мнению, и это правильно, в то время как имамы Абу Ханифа и Малик предпочитали другие хадисы и поэтому делали все по-другому – но это тоже правильно. Перед Аллахом, скажете вы, оба мнения равнозначны и правильны. Между тем, в конце урока вам все равно зададут вопрос: «Понятно, что и то, и другое – правильно, но все-таки, как сделать?»
Аналогично этой проблеме можно столкнуться, объясняя простым верующим «неправильность» их образа жизни, и, особенно, «неправильность» сложившихся адатов (обычаев). Например, если игнорировать сложившуюся практику маджлисов и раздачи саадака (милостыни), объясняя это «нововведениями» (такие суждения характерны для 2-ой категории). Впоследствии люди будут вас игнорировать, и вашу нишу займет другой, кто сможет найти с людьми общий язык и не будет отвергнут ими: либо мулла из категории 5, либо более умный наставник из категории 1.
Соответственно сказанному, наибольшая ответственность за развитие уммы и отдельных ее частей лежит на интеллектуалах из категории 1. Однако они на сегодня слишком разрозненны и не имеют единой организационной структуры, в отличие от 3-й, 4-й и 5-й страт.
Хотя развитие государственно-исламских и внутриобщинных отношений во многом зависит не только от государства и его институтов, но и от того, по какому пути будет идти его исламское пробуждение - уже поэтому интеллектуалы, зарождающаяся элита уммы обязаны сплотиться и начать действовать на уровне своего понимания общественно-политической ситуации.
|