Свобода совести и свобода вероисповедания – одни из немногих завоеваний демократических реформ России. Каждый имеет право выбора мировоззренческих взглядов на жизнь. Ни для кого не секрет, что неверующие, ориентированные на западный образ жизни и считающие себя культурными, интеллигентными людьми, смотрят на верующих несколько свысока и снисходительно, в то же время признавая за ними право на отправление своих религиозных обязанностей и элементов культа.
Мы говорили: верить в Бога или не верить – личное дело каждого. И на самом деле нам так кажется, мы так думаем. Давайте же задумаемся теперь над тем, какое значение имеет свобода совести для каждой личности в отдельности и для общества в целом. Богобоязненность сдерживает человека от необузданности собственных желаний, от пересечения границ дозволенных деяний, совершения зла и побуждает к проявлению доброты и справедливости во всем. Верующий знает, что ни одно слово или поступок против воли Аллаха и Его повелений не останется без наказания. Он действует с сознанием того, что Создателю все известно: каждый его шаг, каждая мысль. В Коране есть аят такого смысла: «…Бойтесь Аллаха, поистине, Аллах знает, что вы делаете» (сура 59, аят 18). Люди, лишенные богобоязни, без тени сомнения могут совершать любые преступления, деяния. Ведь ничто не остановит человека, забывшего о Дне, когда ему предстоит отвечать перед Всевышним о совершении бесчестия, несправедливости или причинении зла людям. Человек, который отрицает Творца и Его предписания, не знает никаких пределов и ограничений в жизни. Такие люди способны хладнокровно убить человека, украсть, навредить другим людям, солгать, унизить, оскорбить тех, кто слабее него. Человек, живущий в мире страстей и отрицательных эмоций, разрушает не только свою физическую оболочку – тело, которое служит временным пристанищем бессмертной и вечной души, но и оказывает отравляющее, пагубное влияние на весь окружающий мир. Достоевский сказал: «Если Бога нет – не дозволено». Те, кто лишен веры, настолько поглощены своей властью и богатством, что дерзко отказываются признать кого-либо выше или сильнее себя. Материальное благосостояние, власть и престиж стали самыми желанными вещами в их жизни. Высшая радость на земле для них – это слава и почет, высокое положение, повышение по служебной лестнице. В повседневной жизни мы видим, как низок моральный уровень тех, кто несет ответственность за общественные дела. Воспринимая земную жизнь как реально существующую и не веря в иную, вечную жизнь, что наступит после смерти, они стремятся насладиться всем в этом мире. И в этом заключена самая печальная ошибка – в стремлении урвать себе максимум благ в земной жизни, при этом не делая ничего для подготовки своей души к жизни вечной. Истинно уверовавший ответит добрым словом на злое, скромностью – на высокомерие, справедливостью – на бесправие, милосердием – на жестокость. Коран повелевает уверовавшим отвечать благим словом и поступком даже на недостойное поведение, ибо только так можно повлиять на совесть и разум такого человека: «Добро и зло не могут быть равны. Так отвергайте (зло) добром, т. е. зло – терпением, невежество – кротостью, злодеяние – прощением, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет тебе горячим другом, когда ты так поступишь» (сура 41, аят 34; тафсир «Джалалайни»). Человек, благодаря законам и воздержанию от совершения запретного, может занимать высокое положение на ступенях общественно нравственных высот. Первые халифы исламского государства являлись образцами человеческой морали, которые подействовали на моральную структуру общества в целом. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Берите из этого мира столько, сколько осталось жить вам в нем». Некоторые же полагают, что намного разумнее будет думать о дне текущем, не задумываясь о завтрашнем. Дни и годы проходят в постоянном желании обрести все новые и новые бренные мирские блага. Но богатство может способствовать счастью неверующего лишь в малой степени, поскольку никакой уверенности относительно его конца (богатства) и собственной судьбы у него нет. Для неверующего весь мир состоит из хаоса и неопределенности. Он думает, что все вокруг него развивается случайно, все события происходят сами по себе, без какого-либо вмешательства. Думая о будущем, он испытывает страх и беспокойство: а что если заболеет неизлечимой болезнью или потеряет все накопления, или с ним и его близкими вдруг случится неожиданное горе? Он испытывает страх и волнение за каждое из возможных событий, которые считает бесконтрольными и происходящими так, по воле слепого случая. Можно ли назвать человека счастливым, тело которого находится в исчезающем, неком ложном земном «раю», а сердце и душа испытывают муки ада? Верующий человек знает, что все события в его жизни происходят, совершаются по воле Всевышнего. Вера в мир иной дает ему такое утешение и облегчение, что даже если на него навалятся сразу несколько бед, это не приведет его в отчаяние. Мудрец сказал: «Вся наша жизнь, не говоря уже о благах, не стоит того, чтобы замирать сердцем и так трусливо держаться за нее, поэтому будьте сильнее и несчастья встречайте с твердым духом». Расул Гамзатов сказал: «Без духовности нет полноценного народа, а без полноценного народа нет страны». На дагестанской земле, долго пустовавшей без устоев исламской морали, нравственности, норм поведения, бурно зацвели сорняки преступности и всего аморального. Часто спрашивают: а почему большая часть общества подвержена духовной деградации в то время, когда активизировалась религия? Да потому что в десятки и даже сотни раз активизировалась и пропаганда насилия и бездуховности. Духовное и мирское не являются отдельными составляющими человека, они объединены в природе человеческого бытия. Если мы хотим обеспечить порядок и безопасность в стране, в том числе и в Дагестане, это можно сделать только святыми повелениями религии и богобоязненностью. На духовно чистой почве человеческой души не могут произрасти сорняки пороков. Руководители всех рангов должны знать, что обеспечить порядок среди ста порочных людей, у которых вера ослаблена и испортилась, управлять нравственностью их намного труднее, чем управлять тысячами верующих. |