О, солнце, что освещаешь Бакия, Какую ты радость принесло от Расула (мир ему и благословение)? Красавица-луна, освещающая ночи, Для того, чтобы узнать вкус меда, не обязательно съесть всю бочку, гласит народная мудрость. Строки, приведенные в начале статьи, принадлежат перу одного из ученых времен тотального
гонения на Ислам. Это было время, когда правящая власть коммунистов с усердием старалась стереть с лица земли и из памяти людской все, что противоречит марксистской идеологии. Потерявшие всякую надежду на просветление и на то, что удастся совершить хадж, ученые и другие религиозные деятели обращались к Пророку (мир ему и благословение) в мавлидах или в назму. Но все это делалось, не имея никакой надежды на то, что когда-нибудь оно будет опубликовано и станет достоянием народа. Этому свидетельствуют следующие строки: Прошли мои долгие зимние ночи. Желая твоего прихода и терпя до поры, Таха в Равзе, там, в Медине – Я в Дагестане, сгорая от страсти. Хабиб (мир ему и благословение) в Хараме, в той Медине – Я на горных вершинах, лишенный встречи с ним… Как бы мы ни хотели, очень трудно передать в подстрочниках ту боль, которую автор вложил в эти строки. Автором мавлидов, выдержки из которых мы приводим здесь, является ученый и поэт из Гергебиля Далгат-младший. Человек, который прожил 100 лет и многое видел на своем веку, утешение находил в сочинении мавлидов и других религиозных стихов, восхваляя Пророка (мир ему и благословение) или устазов. Отец Далгата был простым крестьянином, ничем не отличавшимся от других сельчан. Он уделял воспитанию сына особое внимание. Как и во всех семьях, первоначально Далгат получил представление об Исламе и научился читать Коран от отца. Затем его определили в местное медресе. Здесь он получил хорошее среднее образование. Но на этом не стал останавливаться и, как тогда было принято во всем Дагестане, Далгат отправился в другие села к более известным алимам. Изучая науки, он переходил из одного селения в другое и, как рассказывают его родные, больше всего времени он учился у известного тогда во всем Дагестане богослова Саида из с. Кудутль. Вернувшись в родное селение, Далгат 2 года проработал имамом. После этого, вплоть до закрытия медресе (1936), передавал свои знания другим. Но только лишь одним закрытием мечетей в те годы борьба властей с религией не ограничилась. Началось преследование алимов. Более 12 человек были арестованы в 1937 г . только из одного Гергебиля. Кое-кто из них не вернулся домой. В их числе оказался и Далгат. Он провел в гунибской тюрьме несколько месяцев. Но то ли квота на аресты заполнилась, то ли не в чем было обвинить – его выпустили. При этом строго предупредили, чтобы не распространял Ислам. К тому времени Далгату исполнилось 53 года и, скорее всего, ему было уже безразлично, что произойдет дальше, тем более что арестовывали его учителей, друзей и устазов. Как бы там ни было, Далгат, не переставая, обучал других исламским наукам. Его учениками являются Умарил Ансар, Абубакарил Мухаммад и др. За домом Далгата в одно время была установлена даже слежка. Но он сам уходил в дом ученика, чтобы провести урок. Видя, во что превратилось село, в котором было очень много ученых, прекрасное медресе, проходили диспуты на шариатские темы, Далгат, не имея возможности и сил что-то говорить, изливал душу на бумаге. В мавлидах его прослеживается грусть, навеянная своим временем: Мрачная родина, где ты не бывал, Надоела мне в ожидании тебя. Село, чтоб оно сгнило, куда дух твой не сходит, Далгат начал сочинять мавлиды, когда больше всего притесняли Ислам и верующих. Мавлид – это очень распространенный жанр в поэзии Ислама. Но не каждое сочинение принимали слушатели. Требовалось как соблюдение всех норм стихосложения, так и простое и мастерское неповторяющееся изложение мысли. Мавлиды Далгата отвечают всем требованиям, предъявляемым аварскому стихосложению. Есть еще одна мудрость Далгата в том, что он приступил к сочинению мавлидов. В те годы хоть и преследовали пропаганду веры, но полностью запретить религиозные песнопения не смогли. Везде: на семейных торжествах, празднике первой борозды, возвращение сына из армии, его проводы, похороны – все подобные мероприятия завершались мавлидом. Для исполнения на таких собраниях и предназначались мавлиды Далгата. Их отличает краткость и лаконичность. Мавлиды, сочиненные алимами до первой четверти ХХ в., были очень длинными, порой их исполнение занимало два и более часов. Те сочинения были предназначены для слушателей той эпохи, когда вера у людей была крепкой и каждый исламский маджлис они принимали как событие. Учитывая время, когда повсеместно насаждалось неверие и невежество брало верх, в попытках хоть как-то сохранить Ислам и жизнь Пророка (мир ему и благословение) в памяти людей самым оригинальным методом алимам виделось составление коротких мавлидов, назму, ши'ру, турки и других исламских стихов. В то же время краткость не означала отсутствия в произведении полной информации. Вполне допустимо, что пропускались какие-то элементы, не касались всего в подробностях, но необходимый минимум знаний они несли. Благодаря этому и другим стараниям ученых в горных районах и селах Дагестана сохранился Ислам. Говоря о мавлидах Далгата, нужно заметить, что в них он разбил жизнь Пророка (мир ему и благословение) на несколько частей и каждую озаглавил: рождение Пророка (мир ему и благословение), его детство, семья и дети, ценность салавата – всего около 20 мавлидов. Они не повторяются и каждый имеет вступление, кульминацию и концовку. Вместе с этим чувства передаются очень красиво, используется богатая лексика, с минимальным употреблением арабизмов. Мастерство автора заключается и в том, что он заставляет сопереживать и слушателя. Кроме мавлидов сохранились и другие произведения Далгата. Это марсияты – письма в стихах о соболезновании. Это довольно распространенный метод выражения соболезнования по поводу смерти дорогих сердцу людей. В дагестанской духовной поэзии он утвердился как письма соболезнования к друзьям или родным ученого, наставника, шейха и т. д. По поводу смерти своего устаза Мухаммада-апанди из Уриба Далгат пишет: Теперь крыло Ислама обломилось, Как же сможем в Рай полететь? Опору убрали в доме религии, Ужель разрушится религия в мире? В золотое зеркало, в которое глядели все люди, Как теперь нам глядеть – занавесили. Река тариката, что пили мюриды, Говорят, иссохла в Урибе… Далгат не ограничивался одними сочинениями мавлидов и не сидел дома. Он вел довольно активную и духовную жизнь. Долгие годы работал членом ревизионной комиссии Буйнакской городской мечети. В открытии этой мечети – тоже большая его заслуга. Вначале Буйнакская мечеть была закрыта вместе со всеми другими мечетями. Далгат много ездил в Баку, добрался вплоть до Багирова (первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана) и добился разрешения открыть мечеть. Он также имел тесные братские связи со всеми большими мюридами Дагестана того времени. У него всегда бывало много гостей. В последние годы жизни Далгат очень ослаб, полностью потерял зрение. Тогда тоже он говорил, что, имей он хоть немного сил, от всей души писал бы о Пророке (мир ему и благословение). Умер Далгат 14 февраля 1984 г . Похоронен на сельском кладбище Гергебиля. Он всего год с лишним не дожил до начала больших перемен, до того как повсеместно начнут открываться мечети и медресе в государстве, где властьимущие были так строги к служителям веры. В Гергебиле же азан вновь зазвучал в марте 1987 г . Наследие Далгата, как и многих представителей духовной поэзии тех лет, не изучено. На аварском языке издана небольшая книжка, составленная историком Шабанил Мухаммадом, с предисловием профессора Сиражудина Хайбуллаева. Но это далеко не полное собрание произведений Далгата. Да поможет нам Всевышний во всех добрых начинаниях! Если хочешь огонь в душе своей зажечь, Читай мой мавлид временами. Прочти салават на Пророка, Для освещения души и усиления света. Вздыхай горячо, упоминая Хабиба (мир ему и благословение), Чтоб не горевать тебе в День радости. Часы ли дней, минуты ли в часах, Зря не оставляй без покаянья. Не возьмешь ничего без него. Исполнится твое желанье, как хотел. Облегчится болезнь с его помошью. Слезы проливай, поминая Расула (мир ему и благословение). Салават, прочитанный из любви к нему, Он слышит, поэтому будьте осторожны. Слово произнесенное, горя, к нему любовью Доходит всегда – вспоминайте почаще. Любовью к Пророку (мир ему и благословение) себя огради, Чтоб ожить в могиле ты смог. Усиливай любовь к Расулу (мир ему и благословение) саламом, < Да так, чтоб и кости горели твои. И тех, кто сильнее любит Пророка (мир ему и благословение), Всевышний прощает от кары огнем, Да наставит нас всех баракатом Расула (мир ему и благословение), И встретимся с ними в Махшаре.
|