Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Полнолуние и соблюдение оруджа

News image

Полнолуние и соблюдение оруджа В последнее время внимание учёных привлекает сл...

Школа ислама

Женщина дома

News image

После Судного дня ангел Азраил станет между Адом и Раем и возвестит: «Т...

Синагога Бухары

News image

История строительства синогоги в Бухаре Бухара… Много преданий, сказаний и историй существует об эт...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




Д. Медведев одобрил «конкордат» с РПЦ. Чем это грозит мусульманам?
Ислам - сегодня, завтра - Ислам в России

д. медведев одобрил «конкордат» с рпц. чем это грозит мусульманам?

Непосредственно после своей инаугурации 7 мая новый президент России Дмитрий Медведев в Благовещенском соборе Кремля, где патриарх Алексий II отслужил молебен по случаю его вступления в должность «На начало доброго дела», заявил, что «те особые доверительные отношения, которые есть с Русской православной церковью, сохранятся и будут развиваться на благо Отчизны».

С одной стороны, вполне естественно, что, будучи православным по вероисповеданию, Д. Медведев при назначении на столь ответственную должность получил благословение у предстоятеля РПЦ. С другой, - это заявление прозвучало на государственном уровне, в государстве, по Конституции которого религии, во-первых, отделены от государства, а во-вторых, официально признаны традиционными и равноправными Православие, Ислам, Буддизм и Иудаизм.

Что же значат такие «особые отношения» с одной из религиозных структур, и хорошо ли это? Как в условиях такого своеобразного «конкордата» государственной власти с РПЦ быть другим конфессиям, прежде всего мусульманам, не ставятся ли они в положение «младших братьев»? Свое мнение об этом высказывают известные мусульманские общественные и религиозные деятели, ученые и публицисты.

Шамиль Султанов, депутат Государственной Думы 4-го созыва, руководитель аналитического центра «Россия-Исламский мир»

На мой взгляд, нельзя предвзято понимать и интерпретировать несколько слов, сказанных Дмитрием Медведевым. Одна из самых сложных проблем для России, напрямую касающаяся ее будущего, - проблема нравственности.

Религии в решении этой проблемы должны, несомненно, играть главную роль. Самый многочисленный в России народ - русский, а он традиционно так или иначе придерживается христианской веры. Президент вполне обоснованно заявил, что Православию здесь отводится главная роль.

У государства нет иных методов, чтобы устранить эти проблемы, кроме тех, которые предлагает религия. 8 последних лет решают вопросы возрождения нравственности, но очевидно, что недостаточно эффективно.

В общем, по-моему, не надо бить в колокола по поводу этого заявления. Просмотрите желтую прессу - о чем там сейчас пишут? Матери убивают детей, дети убивают родителей... С государственной точки зрения, Президент правильно сказал, это реальность.

Если говорить по существу, то от Православия, от исполнения его норм, зависит благополучие русского народа, а от него - благополучие государства. Это стоит на первом месте. Второй вопрос - отношение РПЦ с другими конфессиями, в частности, мусульманской.

Висам Али Бардвил, глава Духовного управления мусульман Карелии

Народы России в 1993 году определили свое отношение к религии в государстве. Закреплен равноправный статус всех конфессий.

И Президент, и все, я думаю, будут соблюдать Конституцию. Глава государства – гарант Основного закона.

Я полон надежды, что Д. Медведев не подразумевал никакого превосходства и преимуществ одной конфессии над другой. Скорее, его слова нужно понимать в количественном отношении, поскольку православные - самая большая религиозная группа, по объему, но не за счет других.

Я оптимист и полагаю, что закон превыше любого чиновника, а закон - на стороне равенства религий. Это заявление Дмитрия Медведева меня не беспокоит. Я его толкую через мое понимание Конституции.

Орхан Джемаль, публицист, журналист, правозащитник

То, что сказал президент - с юридической точки зрения неприемлемо, поскольку у нас законодательно 4 равноправные конфессии в государстве. Но надо согласиться, что Медведев признал то, что давным-давно существует де-факто. Когда создавался закон о 4-х конфессиях, всем указывалось, что говорить, и другие религиозные структуры, кроме РПЦ, имели лишь консультативный голос.

Но, я думаю, мусульмане в данном случае не становятся людьми второго сорта, было бы резкостью так говорить. У нас ведь права ущемляются, в основном, по этнической принадлежности, а не конфессиональной. Хотя, если кто-то засвечивается участием в каком-либо исламском проекте, на него смотрят косо, а на иудеев и буддистов - нет.

Фактически президент лишь подтвердил существующий своего рода «конкордат» между РПЦ и государством. Православная церковь выступает как полноценный государственный институт, как структура, тесно связанная с системой власти. Она только лишь не финансируется ею, официально, но так или иначе в адрес РПЦ постоянно отпускаются денежные средства от государства.

Так что отметим, что Медведев набрался смелости и сказал то, что есть. Он официально признал существующую систему, когда закон устанавливает одно, а на деле происходит другое. Нужно либо отменить существующий закон, либо не делать противозаконных вещей.

На самом деле и так ясно, что у государства существуют партнерские отношения только с РПЦ, а остальные конфессии «пусть спасибо скажут, что они есть». Любого муллу обвини сейчас, и он полетит в Эмираты отсиживаться. А, например, священника Даниила Сысоева - за открытую ксенофобию привлечь не могут.

Дамир Мухетдинов, член Общественной палаты Нижегородской области, глава издательского дома «Медина», заместитель председателя ДУМ НО

Дмитрий Медведев озвучил то, что происходит в реальности. Владимиру Путину в связи с непростой ситуацией, имевшей место большую часть его пребывания на посту главного лица государства, - война в Чечне, вообще положение на Кавказе, - было бы некорректно так высказываться. А Д. Медведев не получил этого в наследство, ему легче, и он сказал о том, о чем говорят чиновники во всех кабинетах, что есть реально.

Не стоит это высказывание ставить в вину президенту и в вину РПЦ, следует поставить это в вину мусульманам. Они не использовали тех возможностей, которые предоставлялись им в течение 20 лет, возможностей к развитию, объединению, активной работе в одном, созидательном, позитивном направлении, возможностей интенсивного развития религиозного образования, повышения своего общекультурного уровня, в отстаивании своих прав.

Вместо этого российское исламское сообщество погрязло во лжи, уничтожении друг друга, междоусобицах. Мы не в состоянии отстоять права имамов, как это было, к примеру, с Саидом Байбуриным, защитить право на чтение религиозной литературы, как это происходит с запретом книг по Исламу.

Д. Медведев, и это вполне естественно, намерен опираться на тот институт, который более монолитен, устойчив, един, в котором меньше разногласий. А у нас один российский мусульманский лидер утром говорит одно, вечером другое, второй не согласен с ним ни в том, ни в другом, кавказские лидеры настаивают также на особой позиции.

Мусульмане в России не имеют единого мнения, поэтому Ислам и не рассматривается как серьезный стратегический игрок на государственном уровне. Подобное заявление Медведева - серьезный сигнал для мусульман к тому, чтобы пересмотреть свои позиции.

Я думаю, если не произойдет консолидации в исламской среде, будут внесены изменения в Конституцию, и Православие будет определено как основная религия, а другие - просто как имеющие право на существование, «терпимые», так сказать. Так что мусульманам надо искать причины подобного отношения со стороны власти в самих себе, и пенять на самих себя.

Дамир Хайретдинов, кандидат исторических наук, публицист

Ничего нового, на мой взгляд, не прозвучало. Последователи Ислама всегда - после того, как в средние века мусульманские государства на нашей территории прекратили свое существование, были в России на вторых-третьих ролях после европейцев, это выходцев с Запада всегда принимали с распростертыми объятиями.

Но в любом случае России никуда не деться от мусульман, ни мусульманам - от России. Российские территории - территории исконного автохтонного проживания народов, исповедующих Ислам. И это было, есть и будет, какие бы не были взаимоотношения у государства с РПЦ, или с католиками, или со старообрядцами. Это есть, это данность, как весна, осень, времена года.

К тому же, меня сейчас часто спрашивают, что вы так гонитесь за властными преференциями? И это верно. Ведь власть коварна - я не имею в виду лично Медведева, а власть как инструмент, - она использует конфессии в своих целях. Ну, и конкретно Медведев - ведь он пришел к власти не самостоятельно, ему помогали - и теперь он раздает долги тем, кто ему оказал поддержку. Мусульмане не могли быть активны, их роль поэтому не так значительно.

Хотя нельзя сказать, что Д. Медведев как-то отрицательно относится к мусульманам, например, будучи в Казани, он сделал значимые положительные заявления по отношению к исламским учебным заведениям.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить