Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Зачем мы боимся смерти?

News image

Отличительной чертой разумного человека является принятие мер ради страховки будущего. ...

Школа ислама

Основатель медресе (Хасан из Кудали (171

News image

Пока джамаат будет содержать изучающих исламские науки, баракат не сойдет со всего се...

Любовь сподвижников к Пророку (мир ему и

News image

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) заслуживает самой большой и искренней любви и ...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




Октябрьская революция и умма России
Ислам - сегодня, завтра - Ислам в России

октябрьская революция и умма россии

После победы Октябрьской социалистической революции жизнь мусульманской общины бывшей Российской империи приобрела новые формы. На начальном этапе Ислам не представлял для партии большевиков реальной угрозы. Более того, с мусульманами нужно было консолидироваться в деле устранения конкретного и сильного противника - Русской Православной Церкви. Разыгрывая мусульманскую карту, новая власть изначально преследовала несколько целей: привлечь мусульман, как активную часть общества, на свою сторону; использовать их в качестве средства пропаганды идей большевизма и социализма на страны Востока; устранить таким образом возможные препятствия в проведении как внутри-, так и внешнеполитической линии; использовать мусульман в борьбе с другими конфессиями и социальными слоями немусульманского общества.

Для реализации этих планов в 1917 году в составе Наркомнаца был создан комиссариат по делам мусульман. Декрет СНК № 144 Об учреждении Комиссариата по делам мусульман был подписан в Петрограде 17 января 1918 г. председателем СНК В. Ульяновым (Лениным), народным комиссаром по делам национальностей И. Джугашвили (Сталиным). За управляющего делами правительства документ подписал В. Бонч-Бруевич. Комиссаром по делам мусульман был назначен член бывшего Учредительного собрания от Казанской губернии Мулла Нур-Вахитов, а его товарищами - члены бывшего Учредительного собрания: от Уфимской губернии - Галлимзян Ибрагимов, от Оренбургской губернии - Шариф Манатов.

На следующих этапах развития отношений с мусульманской уммой планировалось следующее (необходимо заметить, что задачи эти вырисовывались постепенно, исходя из конкретной исторической ситуации): сыграв на классовых противоречиях в мусульманской среде, разобщить мусульман по классовому признаку ; добиться устранения активной части имущественного сословия мусульман, к которому принадлежали представители образованного мусульманского духовенства ; ослабив мусульманские общины, завершить их разгром, уничтожив мечети, медресе, наиболее образованных муфтиев, мулл, кадиев, имамов; оставить незначительную ( парадную ) прослойку лояльных мусульман для демонстрации свободы совести и вероисповедания в государстве.

Исходя из этих неафиширумых задач, направлялась и координировалась деятельность Центрального мусульманского комиссариата (ЦМК). Впрочем, самим мусульманам нравилось такое положение дел, их опьяняла причастность к грандиозным революционным событиям. В первых отчетах о своей деятельности лидеры ЦМК говорили: Вся деятельность Центрмускома с первых же дней его возникновения определилась теми задачами, которые поставили перед собой революционеры-мусульмане, вошедшие в его состав, а именно: способствовать русской революции превратиться во Всемирную Социалистическую .

В области внешней политики ЦМК исходил из общих задач необходимости революционизирования Востока и подготовления в мусульманских странах Азии и Африки... восстания против западноевропейского империализма . Эта задача была сформулирована с перспективой на долгие годы. В 1918-м году намечались первые шаги по реализации внешнеполитических планов. При ЦМК был создан отдел международной пропаганды. В первую очередь предполагалось объединить в Центральном мусульманском комиссариате недовольных правительствами своих стран эмигрантов из мусульманских стран. Агитация идей социальной революции проводилась и среди военнопленных-мусульман, захваченных в ходе первой мировой войны, которые вербовались в ряды РККА. Активизация деятельности в рядах отдела международной пропаганды турецких мусульман даже вызвала болезненную реакцию Армянского комиссариата, вылившуюся в серию публикаций против внешней политики ЦМК в газете Ени-Дунья .

Общие направления внешней политики, определенные в 1918 г., продолжали развиваться на протяжении последующих лет, даже тогда, когда ЦМК уже перестал существовать. В 1923 г. Народный комиссариат иностранных дел требовал от своих структур проведения активной работы под девизом Шариат и социализм не противоречат друг другу .

Во внутренней политике, руководствуясь благими намерениями укрепления завоеваний Октябрьской революции и способствования развитию социализма среди мусульман , ЦМК и его отделы проводили линию на классовое расслоение мусульманских народностей и окончательное подавление мусульманской буржуазии .

В ходе Октябрьской революции мусульмане сформировали немалое количество различных организаций. Среди них были такие организации, как Всероссийский мусульманский совет, Всероссийский мусульманский военный совет, Национальный парламент мусульман Внутренней России, Сибири и башкирского курултая и др. Руками членов Центрального мусульманского комитета партия большевиков занялась устранением с политической арены этих противников, крепко стоящих на ногах. Вместо них в губернских и уездных городах, селах и деревнях создавались органы пролетарской власти в лице Советских мусульманских комиссариатов в городах и Советов деревенской бедноты - в сельской местности.

При содействии ЦМК шло подкрепление частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Мусульманские социалистические полки были созданы в Уфе и Казани, татаро-башкирские батальоны - в Казани и Москве, отдельные отряды мусульман-красноармейцев - в Астрахани, Перми и других городах многонациональной и многоконфессиональной России. Страна бунтовала, и участие крепких и выносливых мусульман в подавлении бунтов и восстаний было как нельзя кстати. Руководители Наркомнаца не могли не отметить, что эти части всегда доказывали свою стойкость, особенно в моменты, когда русская буржуазия делала попытки свержения Советской власти путем подкупа и провоцирования русских красноармейских частей . Мусульманский комиссариат сумел предотвратить восстание пяти тысяч красноармейцев в Казани после падения Самары в конце лета 1918 г. Из состава красноармейских частей Центрмускомом был выведен казанский мусульманский полк (800 чел.), на помощь ему из Москвы прибыл татаро-башкирский батальон (117 чел.). Аналогичные мероприятия Мусульманский комиссариат проводил в Астрахани.

Провинциальные отделы ЦМК вовсю трудились на агитационно-пропагандистком направлении. Подготавливались революционные воззвания для мусульман, на местные языки переводились брошюры революционных деятелей, готовились издания газет на татарском и башкирском языках. Революция создала огромный рынок труда для рабочих полиграфических специальностей, спрос на мусульман-типографщиков на местах возрастал с каждым днем.

Отношения с народами Кавказа устанавливались более медленными темпами: сказывалась географическая удаленность. Провести работу с размахом здесь мешало в первую очередь отсутствие регулярного сообщения. И все-таки при Центральном мусульманском комиссариате были открыты Отдел горцев, Закавказский, а также Туркестанский и Крымский отделы. Все усилия ЦМК и вновь созданных отделов были направлены на то, чтобы увлечь мусульман Кавказа, Средней Азии и Крыма общей идеей классовой борьбы. Для достижения поставленной цели вновь разворачивалась деятельность агитационного-пропагандистского аппарата. Однако отпечатанные воззвания и литература не всегда могли дойти до кавказских городов и селений. Планы ЦМК вскоре были нарушены окончательно, поскольку Горский отдел выделился в самостоятельную единицу при Народном комиссариате по делам национальностей.

В это же время осуществлялись попытки реорганизации мусульманской школы в духе времени. В июне 1918 г. был созван III Всероссийский съезд учащихся мусульман, который принял платформу Советской власти. Повсеместно открывались педагогические курсы для подготовки учителей, направляемых в мусульманские школы. При отделе просвещения Наркомнаца была создана Народная Коллегия, на которую возлагалась задача научного обоснования всех вопросов народного образования мусульман , а также теоретическая разработка вопроса о мусульманском университете, Восточном музее и Центральной фундаментальной мусульманской библиотеке .

Грандиозные планы преобразования жизни мусульманской общины не были до конца реализованы в связи с гражданской войной. Вся территория Южного Урала, Поволжья и населенная мусульманами часть Сибири превратилась в театр военных действий.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить