Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

News image

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко...

На каком языке совершать намаз?

News image

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт...

Полнолуние и соблюдение оруджа

News image

Полнолуние и соблюдение оруджа В последнее время внимание учёных привлекает сл...

Школа ислама

«Кровавые» маковые поля Афганистана

News image

После террористических актов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, организаторами которых администрация СШ...

Затащить в Ислам весь мир. Является ли э

News image

Страхи людей, плохо знающих исламскую религию, заставляют их думать, что целью мусульман яв...

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

News image

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но ...

Мусульманские имена

News image

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад - награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер ...

Авторизация




Мавзолей Саманидов
Ислам для всех - Исламские святыни

мавзолей саманидов

Недалеко от Регистана, в парке Саманидов, разбитом на месте древнего кладбища, сияет жемчужина центрально-азиатского зодчества — Мавзолей Саманидов (Саманидов Мавзолей). Мавзолей Саманидов, по преданию, был возведен Исмаилом Самани, фактическим основателем саманидского государства, для своего отца Ахмада ибн Асада. Позднее мавзолей стал фамильной усыпальницей саманидов: в нем был погребен и сам Исмаил, а затем, согласно надписям над входом, внук Исмаила.

Время возведения мавзолея Исмаила Самани находится между 892 и 943 годами.

Общепризнанно, что Мавзолей Саманидов является самым древним памятником исламской архитектуры в центральной Азии, а также единственным сохранившимся архитектурным памятником времен правления Династии Саманидов. Его значение еще более значительно в свете того, что Ислам запрещает строительство крытых мавзолеев, поэтому в случае Мавзолея Саманидов возможно, речь вообще идет о самом раннем отступлении от этого правила, и, таким образом, о первом мавзолее такого типа истории исламской архитектуры.  Архитектурно здание Мавзолея Саманидов относится к типу зданий, который известен со времен Сасанидов, как зороастрийский храм огня. Таким образом, Мавзолей Саманидов неразрывно связан с традициями доарабского времени, в чем убеждают общая композиция и многие элементы архитектурного декора. В то же время, в архитектурных решениях мавзолея, ярко выражены и прогрессивные тенденции, определившие дальнейшее развитие среднеазиатского архитектурного стиля, поиски новых форм и новых решений. До 1920 года Мавзолей Саманидов находился в запущенном состоянии и использовался в религиозных целях. В 1934 году мавзолей был отреставрирован и расчищен от могил.

Мавзолей, возведенный из жженого кирпича, в плане имеет квадратную форму со стороной квадрата 10 м.. Все четыре стороны открыты для обзора. По четырем углам возведены трехчетвертные колонны. Они не имеют ни декоративных оснований, ни возглавий - капителей. На колонны опирается ажурная аркада, имеющая по 10 арок с каждой стороны. На углах кровли расположены малые купола, которые немного сдвинуты к центру от осей колонн. В центре кровли – главный купол с небольшим фонарем.

В каждой из четырех стен имеются двери прямоугольной формы, встроенные в сложное обрамление. Внешняя декоративная рама дверного проема переходит сначала в большую, а затем в малую килевидные арки. Только обрамления входов украшены архитектурными деталями из терракоты. Убранством остальной части здания служит декоративная кирпичная кладка.

Внутри здания, четыре угловые арки придают залу восьмиугольную форму. По улам восьмиугольника расположены малые декоративные колонны с капителями. Поверх колонн расположен узкий шестнадцатиугольный фриз, который переходит в свод купола.

В зависимости от освещения, внешний облик Мавзолея Саманидов меняется, благодаря искусно выполненной декоративной кирпичной кладке. Здание хорошо сохранилось до нашего времени и поддерживается в прекрасном состоянии.

Государство Саманидов

Основателем феодального дома Саманидов был дехканин из Балха Саман-худа, принявший ислам уже при первых Аббасидах. Один из его внуков, Ахмад, был поставлен Мамуном в 819 г. правителем Ферганы, а братья последнего управляли в других районах Мавераннахра. Халиф Мутамид, боровшийся с Саффаридами, назначил Насра ибн Ахмада в 875 г. правителем той части провинции Хорасан, которая не подчинялась Саффаридам (Мавераннахр - Восточный Хорасан с Гератом и Балхом). Наср и его брат Исмаил вели успешную борьбу на северных границах с кочевыми тюркскими племенами, укрепили свою власть в восточноиранских областях, сделав центром своих владений Бухару. В 900 г. Исмаил разгромил Амра Саффарида и захватил его владения с благословения Багдада. В отличие от строптивых Саффаридов, которые опирались только на военную силу, Саманиды, кровно связанные с иранским дехканством, имели достаточно широкую социальную опору. В качестве выразителей интересов иранской знати Саманиды возвели свою официальную родословную к Сасанидам, что символизировало их преемственную связь с древними доисламскими правителями Ирана. В то же время Саманиды были ортодоксальными мусульманами-суннитами, до конца дней своих признавали верховную власть халифа.

Таким образом, в деятельности Саманидов прослеживается как бы два противоречивых направления. С одной стороны, они — типичные мусульманские правители, распространители ислама среди многочисленных «неверных», своих соседей. С другой — они же возрождали те доисламские традиции, которые не входили в противоречие с догматами ислама и современной им эпохой. Именно при Саманидах язык дари-фарси вышел на широкую дорогу литературы.

Поскольку центр державы Саманидов находился в пределах Мавераннахра со столицей в Бухаре, ряд учёных утвердили в историографии версию о таджикском государстве Саманидов. Государство это действительно можно назвать таджикским, не придавая, однако, термину «таджик» современного смысла, поскольку в ту пору таджиками,  называли всех иранцев в противоположность арабам и тюркам. Историческое же и культурное наследие эпохи Саманидов принадлежит в равной мере и современным персам и таджикам Средней Азии и Афганистана, а также в какой-то мере другим народам Средней Азии (прежде всего узбекам), — сложившимся позже, при участии раннесредневекового таджикского этноса.

Государство Саманидов в Х в. включало Мавераннахр, Хорезм, собственно Хорасан (западный с Нишапуром, Восточный с Гератом, Балхом и Северный с Мервом), а также Сеистан и Гурган (основную территорию современного Афганистана). Попытки Саманидов закрепиться в прикаспийских областях (прежде всего в Табаристане) в целом не удались. Саманиды проводили активную политику на северных рубежах, где достигли значительных успехов в борьбе с тюрками-карлуками.

Своеобразное положение занимал Хорезм; здесь существовали сначала два полусамостоятельных владения, в 995 г. объединённые правителем Гурганджа. Саманидский правитель носил титул эмира, подчёркивая тем самым формальную зависимость от халифа.

Столица Саманидов, Бухара, стала одним из крупнейших городов мусульманского мира. В Хорасане главным городом был Нишапур, ставший центром области ещё при Тахиридах. В этом городе сидел наместник всех владений Саманидов к югу от Амударьи, и Нишапур именно в Х в. надолго оттеснил на второй план прежний центр Хорасана — Мерв.

Государство Саманидов было для той поры централизованным объединением, вся власть в котором осуществлялась из Бухары. Большую роль играли вазиры, в Х в., как правило, принадлежавшие к двум знатным иранским дехканским фамилиям — Джейхани и Балами. Ряд представителей этих фамилий являлись крупными учёными, которым покровительствовали и саманидские эмиры.

Политика Саманидов в отношении своей главной социальной опоры — иранского дехканства — была противоречивой. С одной стороны, эмиры должны были считаться с местными феодальными домами. С другой — опасаясь дальнейшего развития сепаратистских тенденций, носителями которой были крупные дехкане, Саманиды стремились контролировать их деятельность и по мере сил ограничивать её. Они все больше вводили в практику раздачу земель на правах условного владения (Икта) и, укрепляя таким путём свою власть на данный момент, по сути дела, подрывали её социальные устои. Упадок дехканства фактически и стал главной причиной ослабления, а затем и падения государства Саманидов. Недовольные дехкане отказали династии в поддержке, и значительная их часть проявила пассивность в период выдвижения Газневидов, а затем сельджукского нашествия.

Время Саманидов оказалось периодом расцвета экономики, культуры. Описание восточноиранских областей у географов «классической школы» (ал-Истахри, Ибн Хаукаля, ал-Мукаддаси и др.) — тому яркое свидетельство.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить